Ссылки

Новость часа

Суд продлил тюремный срок историку Юрию Дмитриеву. Что известно о его деле


Этот текст был опубликован 22 июля 2020 года, когда петрозаводский суд приговорил карельского историка, руководителя регионального отделения общества "Мемориал" Юрия Дмитриева к трем с половиной годам колонии за насильственные действия сексуального характера, совершенные в отношении его приемной дочери.

С тех пор суды разных инстанций дважды увеличивали Дмитриеву срок заключения - сперва до 13, а затем до 15 лет.

Все о деле историка Юрия Дмитриева: ему дали 3,5 года колонии
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:04:22 0:00

Дело Дмитриева длится более семи лет. За это время его уже успели оправдать и завести еще одно дело по схожей статье, а сотни культурных деятелей и правозащитников требуют освободить историка и называют дело против него политическим. Настоящее Время рассказывает историю Юрия Дмитриева.

Кто такой Юрий Дмитриев и чем он занимается?

Карельский историк Юрий Дмитриев уже много лет возглавляет региональное отделение правозащитного общества "Мемориал" и исследует захоронения жертв сталинских репрессий. Благодаря ему и "Мемориалу" стали известны имена нескольких тысяч человек, расстрелянных сотрудниками НКВД в урочище Сандармох во времена Большого террора.

Сандармох, октябрь 2017 года. Фото: Виктория Ивлева
Сандармох, октябрь 2017 года. Фото: Виктория Ивлева

Во время раскопок в 1990-х и 2000-х среди убитых и похороненных в братских могилах обнаружили останки людей не только из Карелии, но и заключенных Соловецкого лагеря, строителей Беломорканала и ссыльных из других регионов бывшего СССР. На сегодняшний день известны имена 6241 расстрелянного.

Руководитель центра "Возвращенные имена" при Российской национальной библиотеке Анатолий Разумов рассказывал Настоящему Времени, что никто, включая сотрудников архивов госбезопасности Петербурга, не знал, где расстреляли соловецкий этап, но в 1997-м именно экспедиция под руководством Дмитриева обнаружила останки.

"Для меня настольной книгой является его книга "Место расстрела Сандармох". Все имена убитых были восстановлены им лично. Основное, что мы делаем с Юрием Дмитриевым, – превращаем места злодеяний в места памяти. Он пример всем нам – один человек может сделать очень многое", – говорил Разумов.

Вскоре после обнаружения захоронений родственники убитых и правозащитники начали устанавливать на месте расстрелов мемориальные таблички. А в середине 2000-х комплекс получил статус исторического памятника и был взят под государственную охрану. Юрий Дмитриев также добился того, чтобы в годовщину начала Большого террора 7 августа в регионе ввели день траура.

Уже находясь в СИЗО, Дмитриев начал писать новую книгу об этом мемориальном комплексе.

В чем обвиняют Дмитриева?

Впервые Юрия Дмитриева арестовали в декабре 2016 года. Нынешнее дело – уже второе обвинение по "педофильской" статье, которое завели в отношении него. По первому делу суд его оправдал, но Верховный суд Карелии отменил оправдательный приговор и отправил дело на пересмотр.

Дела на Дмитриева завели из-за фотографий несовершеннолетней приемной дочери в нижнем белье, которые историк хранил в компьютере. Тогда ему ​предъявили обвинения в развратных действиях и фотосъемке лица, не достигшего 14-летнего возраста.

Как утверждает Дмитриев и его защита, когда он удочерял девочку, у нее был недостаточный вес. Фотографии предназначались для органов опеки "для контроля ее физического состояния" и на случай, если бы потребовалось доказать, что он хорошо обращается с ребенком. Позже независимая экспертиза подтвердила, что снимки не являются порнографическими и соответствуют линии защиты. Дмитриев также прошел несколько психиатрических экспертиз, которые подтвердили, что он не является педофилом.

Уже после оправдательного приговора, в июне 2018 года в отношении Дмитриева завели новое уголовное дело по статье о насильственных действиях сексуального характера, совершенных в отношении лица, не достигшего 14-летнего возраста. С этого времени Дмитриев находится под арестом. Из-за того что потерпевшая по делу не достигла совершеннолетия, его материалы были засекречены. Как позже выяснила "Новая газета", обвинения связаны с тем, что якобы Дмитриев касался дочери в паховой области, чтобы проверить сухость белья, так как девочка страдала энурезом. Наличие этого диагноза подтверждено медицинскими записями.

Почему Дмитриева считают политзаключенным?

Правозащитный центр "Мемориал" и другие организации считают дело Дмитриева сфабрикованным и политически мотивированным. Правозащитники высказывали мысль, что оно могло быть местью спецслужб за работу историка по обнаружению жертв сталинских репрессий.

Они также отмечали, что в 2016 году у Дмитриева был конфликт с другими историками и Российским военно-историческим обществом (РВИО). Тогда петрозаводские историки Юрий Килин и Сергей Веригин (последний – член РВИО; возглавляет общество бывший министр культуры РФ Владимир Мединский) высказали версию, что в Сандармохе могут быть захоронены не репрессированные в годы Большого террора, а военнопленные красноармейцы, расстрелянные финнами во время Второй мировой войны. Правозащитники отмечали, что российские власти неохотно говорят о массовых репрессиях сталинских времен и пытаются воспрепятствовать работе историков по увековечиванию памяти жертв.

За время расследования в поддержку Дмитриева выступали лауреаты Нобелевской премии Джонатал Литтелл и Светлана Алексиевич, а также лауреат Пулицеровской премии Энн Эпплбаум.

С открытым письмом в поддержку Дмитриева выступили и сотни российских деятелей культуры, среди них: актрисы Юлия Ауг и Лия Ахеджакова, музыканты Борис Гребенщиков и Андрей Макаревич, режиссеры Андрей Звягинцев, Александр Сокуров, Гарри Бардин, писатели Томас Венцлова, Юрий Быков, Людмила Улицкая, Александр Гельман, журналисты Владимир Познер, Александр Архангельский, Антон Долин, политики Григорий Явлинский и Борис Вишневский. Десятки правозащитников, среди которых Валерий Борщев, Нина Брагинская, Юрий Вдовин, Александр Даниэль, Владимир Шнитке, также подписали это письмо.

Авторы одного из последних открытых писем пишут, что российские власти обеспечат обвинительный приговор, чтобы оправдать незаконное преследование историка, а все уголовное дело против Дмитриева – это попытка переписать историю России и СССР:

"Думается, что на выбор отвратительной уголовной статьи сильно повлиял укоренившийся в массовом сознании негативный стереотип: отец-одиночка – это потенциальный насильник. Судя по тому, что мы читали об этом деле, зиждется оно, как и первое, на желании заглушить память о репрессиях и расправиться с Дмитриевым, вытащившим наружу неоспоримые свидетельства черных страниц советской истории. Российские власти стремятся переписать историю Сандармоха, оклеветав его первооткрывателя и беспочвенно обвинив Дмитриева в отвратительном преступлении".

Что сейчас происходит с Сандармохом?

В августе 2018 года РВИО по специальной просьбе карельских властей уточняло границы Сандармоха и проводило раскопки на территории кладбища. Тогда экспедиция обнаружила останки пяти человек, но эксперты не смогли определить, кем именно они являлись. Как позже рассказала депутат карельского заксобрания и председатель партии "Яблоко" Эмилия Слабунова, раскопки могли вестись незаконно: охранный статус мемориального комплекса запрещает вести подобные мероприятия без специальных разрешений, РВИО их не предоставило.

Раскопки РВИО в Сандармохе. Август 2018 года. Фото: Фонд Иофе
Раскопки РВИО в Сандармохе. Август 2018 года. Фото: Фонд Иофе

Тогда же, в 2018 году, стало известно, что прокуратура Карелии уничтожила написанное Дмитриевым в начале 2000-х заявление о том, чтобы Сандармох признали местом злодеяний. Также были уничтожены результаты экспертиз останков, обнаруженных во время экспедиции 1997 года. Тогда власти заявили, что эти документы якобы не имеют исторической ценности.

Сандармох, 2016 год. Фото: Александр Соло
Сандармох, 2016 год. Фото: Александр Соло

Летом 2019 года власти региона попытались понизить охранный статус Сандармоха с "исторического памятника" до "достопримечательного места". Смена статуса позволила бы проводить в этом районе земляные и строительные работы и раскопки с меньшим количеством разрешений. Но Министерство культуры отказалось менять статус мемориального кладбища.

XS
SM
MD
LG