Самолет А321 авиакомпании "Уральские авиалинии" вылетел утром 15 августа. Сразу после взлета самолет столкнулся со стаей чаек, и оба двигателя отключились. Экипажу удалось посадить самолет на кукурузное поле рядом с аэропортом. На борту находились 233 человека: 226 пассажиров и семь членов экипажа.
Источник "Интерфакса" рассказал, что один двигатель из-за повреждений заглох, а второй потерял две трети мощности. Пилоты даже не могли развернуться и вернуться в аэропорт.
Экипаж посадил самолет "на брюхо" с убранными шасси на кукурузном поле рядом с деревней Рыбаки недалеко от аэродрома. В результате аварийной посадки никто не погиб. В Росавиации сообщили, что пожара на борту самолета не было. Экипаж слаженно эвакуировал пассажиров по аварийным надувным трапам. Людям пришлось идти через поле до ближайшей дороги. Оттуда их на автобусах отвезли обратно в аэропорт.
О возможных причинах аварии с Настоящим Временем говорил эксперт по технологиям, экс-сотрудник Опытно-конструкторского бюро "Сухого" Вадим Лукашевич.
— Вы сегодня писали в фейсбуке, что, по вашему мнению, вина за то, что в двигатель самолета попали птицы, лежит на аэропорте. Объясните, почему?
— Дело в том, что это зона ответственности аэропорта. Эта проблема, в общем-то, [существует] по всему миру, и с ней так или иначе борются во всех аэропортах мира, есть технические средства, активные, звуковые и так далее, вплоть до того, что в ряде случаев даже заводят прирученных хищных птиц, которые отгоняют всех остальных. Поэтому это, естественно, 100% зона ответственности аэропорта. Не должно быть птиц ни на глиссаде, ни тем более на взлетной полосе.
Если бы самолет ушел за пределы аэропорта, поймал где-нибудь там птицу, то это уже было бы такое неудачное стечение обстоятельств. Но в данном случае на видео, которое мы видим, оно было снято из салона с видом на левое крыло, видно, что стая птиц возникла фактически в конце разбега, это еще был аэропорт. Поэтому, естественно, все проблемы в данном случае – проблемы аэропорта и хозяина этого кукурузного поля, куда самолет сел.
— При этом в самом аэропорту Жуковском говорят, что за птиц отвечают не они, а Летно-исследовательский институт им. Громова на территории которого, собственно, находится аэропорт. А в институте говорят, что система отпугивания птиц была исправна.
— Вообще в этом проблема. Если все аэропорты изначально строить как аэропорты, то аэродром Жуковский – это вообще, что называется, чемодан без ручки. Потому что это был Летно-исследовательский институт им. Громова, в советское время использовался для испытаний новых самолетов, потом с распадом СССР у них толком не осталось работы, и они все время с тех пор ищут, чем бы заняться. Там проводятся Московские международные аэрокосмические салоны (МАКС) и так далее. И в конце концов они решили, что там будет аэропорт. Учитывая, что в Москве аэропортов и так много, и это все искусственно.
В этой ситуации получается, что у семи нянек дитя без присмотра. Если это аэропорт, то будьте добры по регистру, по всем нормативным документам отвечать за то, что у вас происходит на летной полосе. А то получается, что где там аэропорт кончается? С тех пор, как зарегистрировали пассажиров, и все? Извините, если вы аэропорт, то вы аэропорт.
— Может быть правдой, что система работала исправно?
— Система может работать исправно. Но если у тебя менее чем в километре от взлетной полосы полигон твердо-бытовых отходов, то никакая система такое обилие птиц не отпугнет. И эта проблема была у аэропорта Жуковский давно, то есть там птицы были и на полосе, и на стоянках.
— То есть эту проблему нужно было решать системно?
— Оно должно было случиться рано или поздно. Слава богу, что так все обошлось.
— Скажите, как вообще работают эти системы отпугивания птиц? Вы уже упомянули, что приручают даже хищных птиц. Какие еще могут быть эти системы?
— Это либо ультразвук, либо звуковые сигналы, которые как раз издают крики хищных птиц, чтоб отпугнуть. То есть это в основном отпугивание, конечно, там их никто специально не отстреливает. Но эти системы должны быть, они сосуществуют в каждом аэропорту, потому что птицы – они везде птицы.
— Это обязательная система для всех стран мира?
— Конечно. Надо понимать, совершенно просто, что система, может быть, она и работала, причем там самая длинная полоса у нас в стране. Но если у тебя менее чем в километре свалка твердых бытовых отходов, то надо признать, что мы там птиц не отпугиваем, мы их прикармливаем.
— Еще одно уточнение, не знаю, есть ли у вас подобные данные: как часто подобные ситуации случаются в России по сравнению с Европой?
— В данном случае эта ситуация редкая что у нас, что за рубежом. И такие случаи, в общем-то, по пальцам пересчитать, они все становятся известны. Можно привести в пример известное чудо на Гудзоне, даже сняли фильм. Точно такая же ситуация была, почти такая же, когда уже после взлета попала стая птиц сразу в оба двигателя, и летчик сел прямо [на воду].
Сразу в голову приходит попадание птицы в МиГ-29, летчиком был Квочур, это демонстрационный полет в Ле Бурже на авиасалоне. Там высоты не хватило, летчик просто покинул самолет, катапультировался с очень небольшой высоты, а самолет разбился. Поэтому это бывает, к сожалению, – и любое попадание птицы, и вообще предметов в двигатель. Это всегда ЧП, это всегда очень сложно. Но в данном случае, даже если бы это был, допустим, воробей или синица, маленькую птицу двигатель может чихнуть и переварить.
— Но здесь шла речь о стае.
— Да, здесь если это чайки – это полкилограмма, это уже такая туша, которая просто при попадании выводит двигатель из строя.