Ссылки

Новость часа

"Парламент должен нести солидарную ответственность". Экс-судья об обвинениях в адрес бывшего президента Кыргызстана


Спецкомиссия парламента Кыргызстана обсуждает возможность лишить неприкосновенности бывшего президента страны Алмазбека Атамбаева. К концу этой недели парламентарии должны окончательно сформулировать обвинения и передать их на рассмотрение Генпрокуратуры.

Насколько реально привлечь экс-президента к уголовной ответственности и обоснованы ли обвинения в его адрес, в эфире Настоящего Времени рассказала экс-судья Конституционной палаты Кыргызстана Клара Сооронкулова.

— Депутатская комиссия по лишению неприкосновенности Атамбаева собрала обвинения против экс-президента по десяти пунктам. Не кажется ли вам, что сейчас на него хотят повесить всех собак?

— Задача специальной комиссии – подготовить достаточно обоснований для того, чтобы можно было выдвинуть обвинения. То есть подготовиться к следующему этапу процедуры импичмента. Поэтому сейчас делать выводы о том, что все, что предъявлено сегодня специальной комиссией Атамбаеву, это все доказано, подтверждено, рано.

Потому что сейчас вопрос стоит только о лишении его статуса экс-президента. И только лишение статуса экс-президента дает возможность снять неприкосновенность и уже привлекать к уголовной ответственности на общих основаниях. И если будут возбуждены уголовные дела, уже в рамках уголовного дела будет доказываться его виновность. Поэтому сейчас делать выводы о том, что обвинение обосновано, это все доказано, – это рано. Потому что импичмент – это больше такая политическая процедура, нежели правовая.

Экс-судья Конституционной палаты Кыргызстана об обвинениях в адрес бывшего президента Кыргызстана
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:05:17 0:00

— Депутаты обвиняют Атамбаева в узурпации власти. Но когда он был президентом, парламент поддерживал все его инициативы, голосовал за законопроекты. А теперь они чисты и невинны и умывают руки – так, получается?

— Узурпация власти – по Конституции это особо тяжкое преступление. Но, к сожалению, такого состава в Уголовном кодексе нет, хотя по Конституции это признается тяжким преступлением. А то, чего нет в Уголовном кодексе, то преступлением признаваться не будет. Но есть достаточно много составов преступлений, которые могут свидетельствовать об узурпации власти: это злоупотребление должностным положением, превышение полномочий. Поэтому говорить именно об узурпации как о конкретном преступлении мы, конечно, сейчас не можем.

Что касается ответственности – да, я в этом вопросе соглашусь, я считаю, что самое [серьезное] (с моей стороны как гражданина Кыргызстана и как юриста тоже) обвинение в сторону Атамбаева я бы выдвинула именно связанное с Конституцией. Но здесь, конечно, правовой составляющей мало, и в этом вопросе – в незаконном изменении Конституции, в порядке внесения изменений – здесь, я думаю, парламент должен нести солидарную ответственность. И в первую очередь ближайшие соратники Атамбаева, те, кто были в партии СДПК, в том числе Асель Кодуранова, она тоже должна сейчас нести ответственность за то, что они незаконно внесли изменения в Конституцию, и вся процедура – от начала до конца – была незаконной.

— Правильно ли я понимаю, что работа этой депутатской комиссии по сути юридической силы не имеет? Разъясните нам еще раз эту сложную процедуру: каким образом Атамбаева теперь могут лишить неприкосновенности и привлечь к ответственности?

— Это процедура [нужна] для того, чтобы снять неприкосновенность. Потому что у Атамбаева иммунитет от уголовного преследования, и чтобы этот иммунитет убрать, необходима процедура импичмента. Сейчас мы прошли две стадии, был инициирован вопрос об импичменте по письменному представлению 1/3 депутатов. Сейчас работает специальная комиссия, которая тоже была создана в определенном порядке, установленном законом. И эта специальная комиссия должна подготовить обоснование для того, чтобы представить это обоснование депутатам.

После того как депутаты примут это заключение… Заключение может быть положительным или отрицательным, в данном случае, я думаю, что заключение будет положительным, то есть будут выдвинуты обвинения в совершении ряда преступлений. И если это заключение будет подтверждено на заседании Жогорку Кеңеш (парламента – НВ), то следующая стадия – оно направляется генеральному прокурору, который должен дать свое заключение по заключению специальной комиссии. И только после положительного заключения генерального прокурора будет задействована самая последняя процедура – снятие статуса экс-президента.

— Как вы объясните тот факт, что дело по коррупции на ТЭЦ выведено в отдельное судопроизводство и главным обвиняемым проходит Атамбаев?

— Вы знаете, я сейчас от вас впервые это слышу. Здесь, скорее всего, мы не сможем сейчас четко сказать, должна быть еще какая-то тайна следствия. В чем именно [он обвиняется], какие были показания даны на Атамбаева, какое он принимал участие в этой коррупционной схеме, если она была, если есть достаточная доказательная база – я думаю, это в будущем покажет следствие. Сейчас трудно говорить об этом.

XS
SM
MD
LG