Ссылки

Новость часа

"Немезида" для чекистов. Экс-чиновник вскрыл, что в России тайно и без оснований реабилитировали десятки сотрудников НКВД


Александр Бусаров
Александр Бусаров

Радио Свобода взяло интервью и познакомилось с тайно вывезенным на Запад архивом бывшего юриста Минюста РФ Александра Бусарова. Он несколько лет занимался разоблачением тайной операции российских властей по реабилитации бывших сотрудников НКВД/МГБ и других участников сталинских репрессий и добился того, чтобы несколько таких реабилитаций были отменены.

Чтобы достать материалы о чекистах, Бусаров выдавал себя за фанатичного сталиниста. Сделать это ему было нетрудно, так как он сам был потомком офицера НКВД. Сотрудники прокуратуры, по его словам, видели в нем человека, который восстанавливает добрую память об офицерах сталинских спецслужб.

"Я был на личных приемах, разговаривал с военными прокурорами, мы общались в неформальной обстановке. Я говорил им, что хороших чекистов следует отделить от плохих. Диссидента во мне никто не видел", — рассказал бывший чиновник.

Будучи сотрудником Минюста, Бусаров смог получить десятки папок с делами чекистов, которые сами были репрессированы в 30–50-х годах, в основном по вымышленным обвинениям в троцкизме и шпионаже, и остались нереабилитированными. В папках были документы Главной военной прокуратуры, Верховного суда, ФСБ, администрации президента РФ, в том числе с грифами "секретно" и "совершенно секретно", которые не выдаются по обычным запросам. Но на обращения юриста ведомства, как правило, откликались мгновенно, письменные ответы зачастую приходили в течение 15 дней.

"Они думали, что я ревизор", – смеется бывший чиновник.

По первоначальному замыслу Бусарова, Главная военная прокуратура должна была повторно рассмотреть дела чекистов и вынести решения, что они являются преступниками. Но только не по вымышленным обвинениям, за которые были осуждены, а за служебные преступления. А следовательно, реабилитации не подлежат. Бусаров также предположил, что не все офицеры НКВД были изуверами по своей природе: именно работа на преступную организацию привела к душевной трансформации и превратила их в убийц. А значит, по его мнению, именно преступная организация в виде НКВД/МГБ/КГБ, а не ее отдельные члены должна была в итоге предстать перед судом.

Но когда Бусаров стал обращаться с заявлениями о пересмотре дел, он неожиданно начал получать письменные ответы о том, что осужденные сотрудники НКВД уже реабилитированы. Процесс реабилитации чекистов в России, по его данным, начался в 2012 году, и таких реабилитаций в течение только одного года обнаружилось около тридцати.

Чтобы вскрыть процесс возвращения чекистам доброго имени, Бусаров решил идти дальше и стал просить ведомства вернуть реабилитированным чекистам государственные награды. Лишь после этого Главная военная прокуратура начала частично отменять свои прежние решения.

"Это совершенно беспрецедентный случай, — говорит Бусаров. — Такого потока дереабилитаций в истории прокуратуры никогда не было". Также, по его данным, в ведомствах, которые тайно реабилитировали чекистов, "последовали кадровые решения": многие люди, которые имели отношение к реабилитациям чекистов в 2012 году, покинули военную прокуратуру.

Среди тех, кого они успели реабилитировать до разоблачений Бусарова, оказались:

  • Яков Агранов, один из организаторов Большого террора, член особой тройки НКВД СССР. Документ о его реабилитации был выпущен 22 января 2013 года.

  • майор НКВД Вениамин Агас (1899–1939), активный участник фабрикации дела о военно-фашистском заговоре в советском военном руководстве, по которому проходили Тухачевский, Якир, Уборевич и другие командиры Красной Армии.

Агас, по данным Бусарова, отличался особой жестокостью, избивал допрашиваемых. Кроме того, он участвовал в фальсификации дела о "ленинградском террористическом зиновьевском центре" и дела Бухарина, а ранее, в 1930–31 годах, организовал террор против православной общины в Твери, где арестовывал монахинь и священников.

Несмотря на многочисленные свидетельства его преступлений, в 2001 году Главная военная прокуратура решила Агаса реабилитировать. Бусаров, узнав об этом, почти год потратил на переписку с заместителем Главного военного прокурора Арутюняном, перечисляя преступления чекиста и ссылаясь на отрывки из свидетельских показаний. Это принесло результаты: 12 апреля 2016 года Верховный суд РФ рассмотрел в закрытом заседании дело Агаса и пришел к выводу, что он не подлежит реабилитации "как совершивший преступления против правосудия".

Постановление об отказе в реабилитации Вениамина Агаса
Постановление об отказе в реабилитации Вениамина Агаса

"На протяжении нескольких лет я этим занимался совершенно беспрепятственно, — рассказал Бусаров о своей деятельности против обеления преступлений чекистов. — Удивительно, что механизм работал безукоризненно. Никто не спросил: "А кто такой этот Бусаров? Почему ему направляются материалы о чекистах без закрытых фамилий, архивные материалы по секретным и совершенно секретным делам? Такие вопросы не возникали. Это было хулиганство. Но в полном соответствии с буквой закона".

Через несколько лет, однако, работу пришлось прекратить. Опасаясь разоблачения со стороны спецслужб, Бусаров уехал за границу и вывез все полученные им документы:

"Я просто завалил папки вещами и уехал на машине", — рассказал он.

Бывший чиновник уже больше года живет в Европе и намерен разоблачить всю операцию по обелению памяти советских чекистов. Вывезенный им архив преступлений советских чекистов Бусаров называет проектом "Немезида" или "засекреченным Нюрнбергским процессом".

"По совокупности судебного материала можно утверждать, что это дело о преступной организации, точно такой же, как СС и гестапо, осужденные на Нюрнбергском процессе, — говорит он. — Материалы касаются и центрального руководства, и руководителей периферийных органов, и рядовых сотрудников. Вся эта структура уличена в уничтожении заведомо невиновных людей".

"Такого суда, как Нюрнбергский процесс, в России не будет, но юридически можно уже говорить, что мы имеем дело с преступной организацией", — подчеркивает он. Он надеется, что однажды он будет интересен "в том числе правоведам, которые могли бы сделать его судебное продолжение и признать НКВД преступной организацией".

Полную версию статьи об Александре Бусарове и его архиве читайте на сайте русской службы Радио Свобода

КОММЕНТАРИИ

XS
SM
MD
LG