Ссылки

Новость часа

Борьба за медреформу в Украине. Почему Верховная Рада хочет снять с поста министра здравоохранения


Пользователи украинского фейсбука добавляют к своим аватаркам хэштег #яподдерживаюУльяну. Ульяна Супрун – министр здравоохранения Украины. Уроженка американского Детройта, говорящая на украинском с американским акцентом.

Супрун запустила реформу здравоохранения по принципу "деньги – за пациентом". Начала с разрушения мифов: чиновники в Украине разрешили мочить манту, выступили против гомеопатии и заявили, что перекись водорода раны не заживляет. А вот кратко суть реформы:

  • Государство перестает оплачивать абстрактное количество коек в больницах. Медучреждения будут содержаться на деньги, которые выплачиваются пациенту на конкретную услугу.
  • Оплачивать счета пациента должен специально созданный госорган.
  • Полная компьютеризация системы медицинской документации.
  • Централизованная закупка лекарств через прозрачные международные организации. Создание специального агентства в Украине.
  • Оптимизация больниц в регионах.
  • Программа "Доступные лекарства" для пожилых людей с хроническими заболеваниями.

Но 3 апреля комитет здравоохранения Верховной Рады направил в кабинет министров обращение о снятии Супрун с поста министра. Инициаторами этого обращения выступили депутаты из партии "Оппозиционный блок" и глава комитета здравоохранения Ольга Богомолец.

Формальной причиной указан срыв закупок медикаментов в 2016 году. Общественные активисты, которые поддерживают Супрун, в том числе в социальных сетях, и даже обещают выйти на Майдан в случае ее отставки. Активисты считают это попыткой избавиться от министра, который делает самую масштабную медреформу со времен независимости страны.

Накануне Супрун в интервью украинской службе Радио Свобода заявила, что после медицинской реформы зарплата врачей будет составлять от 10 до 100 000 гривен, то есть 400 до 4 000 долларов.

"С 1 июля будет изменено финансирование – за каждого пациента, с которым подписал декларацию врач, он будет получать финансирование, согласно тарифам… Если есть 2 тысячи пациентов, половина из них оплачиваются по тарифу 370 гривен, вторая половина пациентов (дети или пожилые люди) – по тарифу почти в четыре раза выше, это достаточно большие средства в год. Может быть до 100 тысяч гривен в месяц", – объясняет она.

На уровне первичной помощи, семейного врача, терапевта и педиатра, пациент не будет оплачивать услуги. Но, начиная с 2020 года, граждане не смогут попасть без направления за государственный счет к специализированным врачам – хирургам, гинекологам и травматологам.

"Когда мы полностью перейдем на новую систему финансирования – государственная страховка, Национальная служба здоровья будет оплачивать услуги, которые предоставляются там, где пациент получает эту услугу", – говорит Супрун.

Ульяна Супрун о медреформе Украины
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:00:56 0:00

Одним из главных оппонентов Ульяны Супрун является глава парламентского комитета здравоохранения Ольга Богомолец. Настоящее Время выслушало ее позицию.

В Украине начался первый этап медреформы: что изменится и хотят ли украинцы перемен
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:06:04 0:00

Как так вышло, что министерский разговор о реформе, который касается специалистов, вдруг превратился в публичную площадку для выяснения отношений даже людей в социальных сетях?

– К сожалению, у команды Министерства здравоохранения нет профессиональных аргументов, и они отказываются выходить в экспертную плоскость. То есть выйти мы готовы, и открыты, и я неоднократно вызвала министра здравоохранения на заседание комитета, на заседание рабочих групп, даже, если нужно, в прямой эфир для того, чтобы СМИ могли увидеть, в чем же заключается разница наших позиций. Но команда министерства не выходит на экспертное обсуждение фактов.

А вас они звали к себе в Министерство на экспертное обсуждение, были созданы какие-то рабочие группы?

– Нет.

Несколько фактов, которые приводит Супрун. Она говорит, что после окончания реформы врачи в Украине будут получать от 10 до 100 тысяч гривен. Во-первых, хотите ли вы, чтобы так было, во-вторых, можно ли этого добиться в итоге?

– Для меня самым главным критерием эффективности реформы или эффективности изменений и того, к чему стремлюсь я – это сохранение жизней украинских людей для того, чтобы они жили долго. Сегодня в Украине люди живут в среднем 62 года, мужчины. В Европе средняя продолжительность жизни – 80 лет. Зарплата врача является лишь инструментом в достижении конкретной цели – сохранения жизни, для того, чтобы хорошие врачи хотели работать в Украине. И зарплата врача в Украине должна быть не меньше, чем зарплата в соседней Польше, потому что за последние два года, по данным украинских профсоюзов, выехало из страны 70 тысяч медиков. Только в Польше дефицит 63-64 тысячи медиков, поэтому наши люди сейчас решают проблему Восточной Европы с их кадровым голодом.

Супрун говорит, что для исправления ситуации нужна платная медицина за страховой счет, вопрос лишь в том, кто и как будет эту страховку оплачивать – государство или частным образом. Но медицина должна стать страховой, страховые компании будут оплачивать расходы на лечение пациентов в Украине, и тем самым врачи будут получать больше денег для клиник и прочее. С этим вы согласны или в этой логике, которую предлагает Супрун, тоже видите какой-то изъян?

– Да, вижу очень большой изъян, потому что у нас есть государство, оно базируется на основном нашем законе, закон называется Конституция, и в Конституции записано, что мы должны ввести обязательное государственное медицинское страхование, и задача государства – обеспечить каждого больного человека доступной помощью. Когда человека вынуждают платить его собственные деньги для лечения онкологии, для лечения инфарктов и инсультов, от которых умирают у нас сегодня 80% людей, стоит вопрос: тот человек, у которого есть деньги – да, он может пойти купить себе страховку, а что делать человеку, у которого нет денег?

Обращаться в благотворительные фонды.

– Это унижение. Потому что государство таким образом расписывается в своей неспособности сохранить и защитить жизнь.

Но ведь Украина – не социальное государство, потому что не очень богатая страна сейчас. Она даже если возьмет на себя обязательства помочь всем, кто нуждается, все равно не сможет их выполнить. Это будет немножко лицемерно. Вы не согласны со мной?

– Сейчас я закладываю фундамент для страны, которая будет через 10-15-20 лет. Если сейчас будет заложен неправильный фундамент, я с вами согласна, что сегодня Украина, к сожалению, погрязла в коррупции, погрязла в политических элитах, которые не могут вывести страну из экономического кризиса.

Просто денег нет в бюджете, тут уж даже не важно, из-за чего.

– Не может сменить политические элиты. Но Украина будет социальным государством. И я строю не государство дикого капитализма. Я имела возможность жить, учиться и даже лечиться в американских больницах. Они мне не нравятся, потому что в той стране нет социальной справедливости. Я строю хорошую Европу, где каждый пациент, каждый человек будет защищен государством. Это может не произойти завтра, и завтра это не произойдет. Но сегодня я закладываю фундамент, и мною подготовлены законы про обязательное медицинское страхование.

Я не открываю колесо. Она работает в Австрии, она работает в Молдавии, она работает в Японии, она работает в Польше, она работает в Эстонии, Эстония – не такая богатая страна, где каждый человек имеет гарантированную от государства помощь, когда он заболел.

КОММЕНТАРИИ

XS
SM
MD
LG