Ссылки

Новость часа

Майдан в Варшаве: почему Польша бунтует против правящей силы


Майдан в Варшаве: почему Польша бунтует против правящей силы
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:18:57 0:00

В Варшаве собирается собственный Майдан – палаточный лагерь возле Сейма в столице Польши уже появился. Каждый вечер на улицы городов выходят люди, которые протестуют против судебной реформы, которую за несколько дней приняли в парламенте депутаты правящей консервативной партии Ярослава Качиньского "Право и справедливость". В Варшаве прошел крупный митинг протеста, в нем участвовали десять тысяч человек.

Противники реформы утверждают, что партия Качиньского собирается подчинить себе судебную систему. Они приняли закон, который меняет порядок формирования Высшего совета судей.

Большинство судей будет назначать парламент и министр юстиции, а нынешний состав суда будет распущен. То есть новых судей будет назначать политическая сила Качиньского, они же станут рассматривать жалобы и споры во время будущих выборов.

Против этой реформы уже выступил Евросоюз. Дошло до того, что Еврокомиссия пригрозила Польше введением санкций, а люди пришли со свечами к парламенту. Несколько сотен человек остались там на ночь.

Качиньский и его "Право и справедливость"

В 2015 году партия Ярослава Качиньского "Право и справедливость" выиграла выборы с колоссальным отрывом. Впервые в новейшей истории Польши одна партия получила парламентское большинство – и сформировала правительство, не вступая в коалиции. Незадолго до этого президентом Польши стал Анджей Дуда – тоже член этой партии.

"Право и справедливость" пообещала полякам национальные традиционные ценности, а заодно объявила войну европейскому космополитизму. Лицо бездуховного Евросоюза – бывший польский премьер, а ныне – председатель Европейского совета Дональд Туск. По совместительству он – личный враг Ярослава Качиньского. Именно бывшего премьера, а заодно и всю его партию "Гражданская платформа", Качиньский винит в гибели своего брата-близнеца Леха.

"Знаю, что вы боитесь правды, но не вытирайте свои предательские морды именем моего брата. Вы, бестии, уничтожили его, вы убили его", – заявлял он.

Триумфально вернувшись в Сейм, "Право и справедливость" немедленно испортила отношения с Евросоюзом. Сначала – ополчившись на независимые СМИ, затем – попытавшись провести реформу Конституционного суда, и наконец – потребовав от Евросовета выбрать на должность президента не Туска, а любого другого поляка.

Каждое из этих действий партии Качиньского сопровождалось протестами поляков – в марте они маршировали в защиту Конституционного суда, в декабре – митинговали под Сеймом, тогда оппозиция обвиняла правящую партию в махинациях с бюджетом. В январе прошлого года прошли протесты против закона о СМИ – который дал правительству право назначать руководителей общественных телерадиокомпаний.

И вот очередная волна протестов – на этот раз оппозиция и митингующие хотят свержения "Права и справедливости". Среди демонстрантов в основном молодежь – те, кто не ходил на выборы в 2015 году. "Право и справедливость" выборы, конечно, выиграла, но при явке около 50%. За партию Качиньского проголосовали чуть больше 5 миллионов человек, при том, что зарегистрированных избирателей в Польше – 30 миллионов.

"Качиньский – единомышленник Лукашенко"

Почему на улицах Варшавы противники Ярослава Качиньского не встречают сопротивления сторонников правящей партии "Закон и справедливость", и что может угрожать обитателям палаточного лагеря у стен Сейма, Настоящему Времени рассказал журналист независимой Gazeta Wyborcza Вацлав Радзивинович.

— Я бы хотел сослаться на свой украинский опыт 2004 года. В Киеве казалось, что нет сторонников Кучмы и Януковича, хотя они в Украине были тогда. Но, извините за слово, это никакой не расизм, качество публики, киевская "оранжевая" публика – это были люди очень активные, пассионарные и так далее. А когда Янукович начал привозить своих людей из Донбасса…

— Они стали расходиться.

— Они стали просто, они ничего не знали, они покупали "Киевские торты", выпивали и уезжали. Понятно, что есть сторонники и Качиньских тоже, их где-то треть польского общества. Но они пассивные, они пассивные до какой-то точки кипения, потому, может быть, появится группа очень агрессивная, жестокая, я имею в виду, например, футбольных фанатов, которая может поднять Качиньских на противостояние, демонстрантов. Но это было бы уже, знаете, что-то уже очень плохое, и это могло бы кончиться только печально. Я думаю, что они понимают это, что этих людей не надо выводить на улицы, потому что это будет уже кровь.

— На ваш взгляд, Качиньский действительно пытается сломать хребет демократии в Польше, как это пишут его противники? Или это преувеличение?

— Слушайте, мой взгляд может быть не в счет, но если об этом говорят…

— В счет, раз вы в эфире у меня.

— Мне лучше сослаться, это говорят политики, это говорят научные авторитеты, это говорит Евросоюз, это говорит уже Госдепартамент.

— Я понял. Им движет жажда власти или жажда мести?

— Слушайте, Качиньский в этом смысле похож на Владимира Ильича Ленина, которым тоже двигала жажда мести.

— И жажда власти. Как же так вышло, что граждане Польши на выборах прозевали партию "Закон и справедливость", допустили ее до власти и ничего не смогли ей противопоставить. Не занимались политикой – и вот она в дверь постучалась, так выходит?

— Есть такой принцип: в Польше в выборах не побеждают, в Польше выборы проигрывают. Партия власти предыдущая – "Гражданская платформа" – просто прозевала, проиграла. Через 8 лет они растолстели и потеряли ориентиры, из-за этого проиграли. Они проиграли, потому что обществу предыдущая власть просто надоела, из-за этого победил Качиньский.

— Сколько времени потребуется Варшаве для восстановления репутации в Евросоюзе, если партия "Право и справедливость" проиграет следующе выборы?

— Сложно ответить, потому что они делали ставку на президента Трампа. Трамп только что был в Польше и очень лестно выражался, хотя хотелось ему, прежде всего, надо продать газ и свои ракеты. Но сегодня утром Госдепартамент высказался очень нелестно в отношении того, что творится в Польше. И союзником Польши является второй такой enfant terrible Европы – Виктор Орбан. Он поддерживает Качиньского, и Качиньский может рассчитывать на него.

А что касается изменений в этом политическом внешнем плане, получается очень парадоксально, что во время новой власти улучшились отношения только с Белоруссией. Они ищут и находят друга в Александре Лукашенко.

— Потому что он сосед и потому что он понимает? Или пытаются построить союз хоть с кем-то, кто хочет разговаривать с ними?

— Потому что он единомышленник.

— Он единомышленник?

— Он сделал у себя то, что наши хотели бы сделать у нас.

— Тогда хотелось бы спросить: когда-нибудь партия Ярослава Качиньского, наверное, уйдет с авансцены, станет оппозиционной партией, как долго будет Польша восстанавливать внешние связи с Украиной, с Россией, я не знаю, с Евросоюзом, с Америкой?

— Я не думаю, что она эти связи порвет на самом деле.

— Нет-нет, не порвет, но тут напряжение какое-то.

— Пытается это делать сейчас власть, но я сегодня, например, в газете "Коммерсантъ" прочитал очень умную вещь: придется, может быть, довольно скоро выбирать полякам между Евросоюзом и Качиньским, и тогда их выбор будет точно за Евросоюзом. Я не допускаю пока сейчас, что Польша действительно порвет свои связи с Евросоюзом.

КОММЕНТАРИИ

По теме

XS
SM
MD
LG