"Двойное гражданство не признается". Казах уехал из Китая в Казахстан в 2016 году, получив там паспорт, но был задержан по приезду на родину

Алимнур Турганбай выехал в Китай и пропал

Этнический казах Алимнур Турганбай, задержанный после пересечения китайской границы, не вышел на связь с семьей. Его жена Гульдария Шеризаткызы не может получить вестей от него. 14 августа стало известно, что Алимнур Турганбай — гражданин Китая, так как не оформил выход из гражданства этой страны. Его историю рассказывает Радио Азаттык.

"Я открыто сказала — сажайте меня"

23 июля Алимнур Турганбай за рулем грузовой машины въехал на территорию Китая через пункт Хоргос. Он планировал загрузить товар и вернуться домой к семье, в село Узынагаш Алматинской области. Но едва он пересек границу, как его схватили китайские силовики. О задержании Алимнура его жене сообщил другой дальнобойщик, ехавший в одной автоколонне с ним.

С тех пор Гульдария Шеризаткызы пытается добиться информации о судьбе своего супруга. Она выходила с дочерьми и сестрой мужа к консульству Китая в Алматы, затем к городскому акимату. Но подолгу стоять там женщинам не позволяли: полицейские заявляли, что Гульдария проводит незаконные собрания, задерживали и вменяли административное правонарушение.

Алимнур Турганбай с супругой Гульдарией Шеризаткызы

Штрафа или тюрьмы я не боюсь — я потеряла кормильца и отца детей

"Мои штрафы составили 754 тысячи тенге (около $1400 — Ред.). Меня штрафовали трижды, один раз штрафовали золовку, дочери тоже дали штраф. Я выходила в течение семи дней, только два дня не выписывали штраф. Как я буду платить? У меня и 10 тенге нет. Я открыто сказала — сажайте меня, — рассказывает Гульдария. — Как я буду содержать семью, двух дочерей? Учеба скоро начнется. Дочь хотела поступать в университет. О каком университете идет речь, если мы семью не можем собрать? Для нас главное — чтобы муж вернулся живым и здоровым. А штрафа или тюрьмы я не боюсь. Ведь я потеряла кормильца и отца детей".

"Двойное гражданство в Китае не признается"

После того, как связь с мужем оборвалась, Гульдария пыталась выяснить ситуацию через живущих в Китае родственников.

Алимнур, уроженец Или-Казахского автономного округа Синьцзяна, переселился с семьей в Казахстан в 2016 году. Через год он, его супруга и трое дочерей получили казахстанское гражданство.

После переезда в Казахстан Алимнур Турганбай поселился с семьей в селе Узынагаш Алматинской области, где пас скот

По словам Гульдарии, близкие в Китае, узнав о задержании Алимнура на границе, прервали контакты с ней.

Она обращалась за информацией в консульство Китая в Алматы, оставляла там заявление. Дипломатическое представительство не ответила.

Гульдария писала и в государственные органы Казахстана. 12 августа министерство иностранных дел предоставило ответ.

Сердце кровью обливается, что государство не может защитить своего гражданина

"По результатам соответствующих переговоров с китайской стороной, 11 августа 2025 года Департамент международного сотрудничества Министерства общественной безопасности Китая сообщил, что, в соответствии с положениями закона КНР "О гражданстве", Алимнур Турганбай не получал разрешения на выход из гражданства КНР и не подпадает под условия автоматической утраты китайского гражданства. В связи с этим сообщаем, что он по-прежнему сохраняет статус гражданина КНР и что двойное гражданство в Китае не признается", — говорится в ответе МИД Казахстана.

Гүлдария не согласна с утверждением, что у ее мужа двойное гражданство. Она говорит, что все члены семьи в 2017 году получили казахстанское гражданство. В 2018 году власти Китая оформили документ о снятии их с регистрации. Эту бумагу удалось получить лишь в 2023 году, когда дочь Алимнура и Гульдарии посетила Китай.

Документ, выданный Китаем в 2023 году Алимнуру Турганбаю, к тому времени получившему гражданство Казахстана. Фото предоставлено Гульдарией Шеризаткызы

"Нам очень тяжело, не передать словами. Я думаю, Казахстану пора вернуть своего гражданина. Сердце кровью обливается, что государство не может защитить своего гражданина", — говорит Гүльдария.

"Я не теряю надежду. Казахстан должен спросить о своем гражданине"

Бекзат Максутхан, лидер общественной организации "Нағыз Атажұрт", которая поднимает проблемы казахов Синьцзяна, считает, что власти Казахстана проявляют беспомощность. Спустя месяц нет ответа на вопросы, где находится Турганбай, какие конкретно обвинения ему предъявляют, состоялся ли суд и встречались ли с ним казахстанские дипломаты.

"Наше министерство иностранных дел отвечает с позиции Китая, ссылаясь на внутренний закон Китая о гражданстве. Я считаю, тот факт, что наше министерство ссылается на закон, который Китай применяет к своим гражданам, порочит наше государство. Они должны были отметить: Китай считает так, мы считаем иначе. Почему? Потому что по казахстанскому закону о гражданстве двойное гражданство не признается. Алимнур Турганбай в 2017 году получил казахстанское гражданство. Это означает, что с того момента он утратил китайское гражданство, если смотреть с точки зрения Казахстана. Так и нужно было заявить: это наш гражданин, мы не признаем его китайское гражданство", — комментирует Максутхан.

Он утверждает, что и по китайскому законодательству Турганбай должен считаться утратившим гражданство этой страны.

"В статьях 9–10 закона Китая о гражданстве прямо указано: как только гражданин Китая получает гражданство другой страны, он автоматически лишается китайского. Там нет дополнительных условий про изъятие паспорта или снятие с регистрации. Такие процедуры касаются только китайских граждан. В законе нет оговорок про признание или непризнание иностранного гражданства. Но наше правительство не может этого доказать, показать имеющийся факт", — говорит Максутхан.

26 августа Акорда объявила, что президент Касым-Жомарт Токаев отправится в конце этой недели с официальным визитом в Китай по приглашению лидера страны Си Цзиньпина. Токаев пробудет в Поднебесной пять дней. Запланированы двусторонние переговоры и участие в саммите Шанхайской организации сотрудничества, а также посещение масштабного военного парада третьего сентября, когда Пекин отмечает годовщину победы во Второй мировой войне и капитуляции Японии.

Гульдария надеется, что власти Казахстана не забудут про ее мужа.

"Я не теряю надежду. Он ведь гражданин Казахстана, Казахстан должен спросить о своем гражданине. Надежда все еще жива", — говорит она.

Каждый день она ездит в Алматы из села Узынагаш, в котором живет с детьми, в Алматы — чтобы подавать заявления в государственные органы и просить их вмешаться в ситуацию, чтобы вернуть мужа домой.

Читайте далее по теме:

"Заберите нас на родину!" Казахи, бежавшие из Афганистана, просят Казахстан о помощи и не хотят, чтобы вернули талибамЭтнический казах порвал паспорт в аэропорту Астаны, чтобы его не выслали из Казахстана: история Сами Ата Гуля"Предупредите родных, чьи дети в России! Они в опасности!" Семья из Казахстана нашла сына в лагере ЧВК "Вагнер" и уверена, что его похитилиВ Казахстане планируют ввести "карту казаха" для переселенцев – "профессионалов высокого уровня" и успешных предпринимателей"Наша жизнь висит на волоске". Бежавшим из Синьцзяна этническим казахам не дают в Казахстане гражданства, они боятся высылки в Китай

В 2017 году появились сообщения о "лагерях перевоспитания" в СУАР (Синьцзян-Уйгурском автономном районе), в которые отправляли в основном исповедующих ислам представителей этнических меньшинств (уйгуров, казахов, кыргызов и других). Пекин утверждает, что эти учреждения ("лагеря политического перевоспитания") являются не тюрьмами, а центрами профессионального обучения, созданными для противодействия экстремизму и терроризму. Люди, которые содержались в этих лагерях, рассказывают о жестоком, почти тюремном режиме и принудительном труде.

В начале сентября 2022 года Управление Верховного комиссара ООН по правам человека опубликовало доклад о нарушениях в Синьцзяне. Бывшие заключенные рассказали, что их сажали в "стулья-тигры", избивали электрическими дубинками, подолгу содержали в одиночных камерах и подвергали допросам с выливанием воды на лицо. В документе отмечается, что власти Китая допустили "серьезные нарушения" прав человека в регионе в рамках мер по борьбе с терроризмом и экстремизмом. В ООН заявили, что действия Пекина по отношению к уйгурам и представителям других мусульманских народов могут являться преступлениями против человечности. Власти Китая отвергли утверждения, содержащиеся в докладе ООН, как "дезинформацию и ложь, сфабрикованную противниками Китая", передает Associated Press.