Каждое утро украинская беженка Лилия Лайкун садится за руль автобуса в немецком городе Пассау. После вторжения России в Украину Лилия уехала в Германию: училась на языковых курсах, затем пошла в автошколу и получила водительское удостоверение сразу в нескольких категориях, а после этого начала работать водителем. В будни она возит детей в школу, а в выходные – туристов по достопримечательностям или болельщиков на футбольные матчи. О своей новой жизни в Германии украинка рассказала Радио Свобода.
****
До начала полномасштабной войны Лилия Лайкун жила в селе Ракошино недалеко от Ужгорода. Более 10 лет она работала логисткой в международной транспортной компании. Но с началом войны, рассказывает женщина, многие грузовики застряли в Европе, поэтому компания, в которой работала Лилия, прекратила деятельность.
"Уже на четвертый день полномасштабного вторжения многие друзья начали звать меня в Европу. Но я не хотела уезжать. Было ощущение, что должна помогать Украине. Так что я начала заниматься логистикой гуманитарных грузов: искала грузовые автомобили, которые могли бесплатно доставлять помощь из Европы в Украину, – рассказывает Лилия. – Но через несколько месяцев у меня наступило разочарование в этой работе. Перевозчики уже не так охотно соглашались на безвозмездные рейсы, да и помощь в Украину уже поступала не в таких объемах, как в начале".
По просьбе детей Лилия переехала в Германию. С июня 2022 года она живет в городе Пассау в Баварии недалеко от границы с Австрией:
Пассау
Лилия получила временную защиту и сразу после этого пошла на курсы немецкого языка. Занятия были интенсивными: по четыре часа в день с понедельника по пятницу. В дополнение к курсам Лилия занималась языком самостоятельно, стараясь освоить немецкий как можно скорее.
"После курсов я каждый день дополнительно занималась языком по три-четыре часа: пользовалась Duolingo, слушала подкасты, смотрела видео, заучивала тексты, – рассказывает Лайкун. – Для одной из задач даже записала аудио с текстом, чтобы повторить его на слух. Без постоянных занятий дома и внимательного отношения к урокам сложно было сдать экзамен. В нашем классе из 20 человек успешно его сдали только шесть человек – те, кто серьезно учился".
Лилия сдала немецкий на уровень B1: это позволяет ей работать и общаться на разговорном уровне в обычной жизни. Помимо этого она еще месяц училась на курсах, где эмигрантам рассказывали о политике и истории Германии.
Когда после окончания курсов встал вопрос о новой профессии, Лилия вспомнила, что обожает водить: в Украине у нее было водительское удостоверение, позволяющее водить легковой автомобиль и грузовик. Муж сестры посоветовал ей записаться в центре занятости на курсы по управлению автобусом.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: История Анжелы: беженка из Украины работает водителем городского автобуса в чешской ОстравеПо словам Лилии, эти курсы финансируются местными властями: они достаточно дорогие и доступны далеко не всем.
"Для этого нужно было взять письмо от автобусной компании, что им нужен водитель, и после завершения курсов они готовы взять тебя на работу, – объясняет она. – Эти курсы достаточно дорогие и зависят от бюджета города".
Лайкун говорит, что в центре занятости колебались, возмещать ли ей расходы на обучение в автошколе на водителя автобуса. Но в конце концов согласились – учитывая, что все предыдущие курсы Лилия успешно прошла и имела хорошие оценки. Так Лилия записалась в автошколу. С началом обучения ее украинское водительское удостоверение изъяли и предоставили ей специальный временный документ: он позволяет управлять транспортным средством в Германии в течение двух месяцев.
"Теоретическую часть обучения я проходила по-русски, поскольку получала права сразу на несколько категорий: легковой автомобиль (B), грузовик (C, CE) и автобус (D). Теория была сложной – более 100 вопросов с минимальной погрешностью", – рассказывает украинка.
Лилия Лайкун и ее автобус
Зато практические занятия, благодаря большому опыту вождения, давались Лилии легко. Через четыре месяца учебы она успешно сдала экзамены и получила удостоверение водителя.
Первый рабочий день Лилии совпал с днем, когда дети в Германии начинали обучение в школе, так что ей дали попробовать школьный маршрут.
"Новичкам компания дает более легкие задачи на небольшие расстояния – например, отвезти пассажиров на 30 км до Австрии. Я 12 сентября должна была выходить на работу – это был вторник. Мне сначала мне дали попробовать школьный маршрут, возить детей в школу", – рассказывает Лайкун.
"После недели практики руководитель спросил, нравится ли мне работа. Я утвердительно сказала, что да", – вспоминает женщина.
Лилия Лайкун за рулем автобуса
Сейчас по будням Лилия возит детей в школу на постоянной основе, а в выходные компания дает ей различные междугородные рейсы, например отвезти куда-то туристов или футбольных болельщиков. Лилия рассказывает, что такая работа ей подходит: у нее стабильный график, одинаковое расписание каждый день и регулярные перерывы. Она уже ездила в Вену, Франкфурт, Нюрнберг и другие города.
"Утром я уезжаю в шесть, делаю первый рейс, а потом с 8 до 12 у меня перерыв. Я могу пойти в спортзал, зайти в магазин, записаться к врачу или стоматологу или даже сделать маникюр, – рассказывает украинка. – Я точно знаю, что эти четыре часа полностью мои, и я могу использовать их так, как хочу. А потом днем у меня еще несколько рейсов".
На туристических рейсах график Лилии зависит от загрузки, и на них у нее больше свободы и одновременно больше ответственности.
"К примеру, тебе дают план на неделю вперед, и ты видишь, что завтра едешь в Вену. Но конкретного маршрута никто не дает – водитель должен продумать, по какой дороге ехать, куда возвращаться и как планировать время", – объясняет она.
Лилия работает водителем автобуса уже полтора года и говорит, что за это время пережила немало стрессовых ситуаций. Однажды она должна была забрать двух туристок в немецком Регенсбурге около трех ночи. По словам Лилии, она приехала вовремя и стала в условленном месте, но пассажирок на месте не было.
"Я точно знала, где должна стоять, потому что уже не раз забирала людей в этом городе. Я позвонила пассажиркам, но они говорили, что ждут "на месте", и начали на меня кричать. Было сложно, потому что немецкий я понимаю, но разговор по телефону понимаю хуже, – рассказывает Лилия. – К счастью, мне помог местный водитель автобуса: перевел адрес и показал его на карте. Я поехала за женщинами и забрала их, но уже опаздывала на следующие остановки. Одна из пассажирок всю дорогу кричала на меня и требовала от меня объяснений. И мне еще пришлось звонить по телефону другим пассажирам и извиняться за задержку".
Зато, добавляет украинка, в выходные у нее бывают рейсы по развозке футбольных болельщиков – в том числе на "Альянц Арену" клуба "Бавария" в Мюнхене. Лилие такие рейсы очень нравятся, потому что она любит футбол.
"Фанаты меня тоже как-то так полюбили, так что всегда просят: "Дайте нам Лилю-водительницу", – смеется украинка. – Когда я еду с ними, они берут меня на стадион, чтобы вместе смотреть матч. Это такой бонус. Очень интересная работа, потому что ты постоянно с людьми – и каждый день что-нибудь новое".
Лилия Лайкун в автобусе
Лилия говорит, что со стереотипами в отношении женщин-водительниц она в Германии почти не сталкивалась. По ее словам, пассажиры обычно внимательно наблюдают за тем, как она водит, но впоследствии благодарят и делают ей комплименты.
"Мне часто говорят: "Я думала, что женщина-водитель будет ездить хуже, а вы очень аккуратно управляете", – рассказывает Лайкун. – Пассажиров удивляет и физическая часть моей работы – например то, как быстро я загружаю тяжелые чемоданы. Но, честно говоря, я просто уже имею для этого собственную схему, как лучше складывать их в багажнике. А одна женщина недавно подошла ко мне и сказала, что любит ездить с женщинами-водительницами и что наша поездка – одно удовольствие".
****
В Германии нашли убежище около 28% всех украинских беженцев, бежавших от войны в ЕС. Согласно последним данным Евростата на конец ноября 2025 года, с начала полномасштабного вторжения Германия приняла более 1,24 миллиона украинцев. Из них около 44% составляют взрослые женщины и около 31% – дети. По данным Ukraine Support Tracker , охватывающим период с января 2022-го по август 2025-го, Германия за почти три с половиной года потратила на помощь беженцам от войны в Украине 36,55 миллиарда евро. И это самая большая сумма расходов среди государств ЕС.