Ссылки

Новость часа

История Анжелы: беженка из Украины работает водителем городского автобуса в чешской Остраве


Анжела Холодняк на работе
Анжела Холодняк на работе

Незадолго до полномасштабного вторжения России в Украину Анжела Холодняк переехала из родного Тернополя в Киев – работать в сети пекарен. Когда началась война, женщина с дочерью уехала в Чехию – хотя не знала чешского языка и была в этой стране только раз. Сегодня украинка живет в Остраве и работает водителем городского автобуса. Анжела говорит, что раньше она водила только автомобиль а теперь ежедневно возит сотни пассажиров по разным маршрутам и возможно уже знает город лучше некоторых его жителей.

"Это опасная работа, сложная морально и физически, где маленькая ошибка может стоить многих жизней", – рассказывает украинка, но признается, что быть за рулем автобуса ей нравится. О своем опыте беженства, новой профессии и адаптации в Чехии Анжела рассказала украинской службе Радио Свобода.

*****

Анжела уехала из родного Тернополя в Киев совсем незадолго до войны. 23 февраля 2022 года, в день накануне вторжения России, ее дочь впервые пошла учиться в новую школу в украинской столице. А уже на следующее утро, под звуки взрывов, семья спешно паковала вещи: Россия начала широкомасштабное наступление.

Анжела с дочерью
Анжела с дочерью

Во время эвакуации из украинской столицы Анжела познакомилась с женщиной, которая посоветовала ей ехать в Чехию. По ее совету в середине марта 2022 года Анжела с дочерью уехали в Прагу.

"Сначала мы вернулись в Тернополь, но затем отправились в Чехию. Думали, что побудем там несколько месяцев в спокойной обстановке, – рассказывает Анжела. – Но война все никак не заканчивалась – и вот уже несколько лет мы живем здесь".

"До этого я была в Чехии один раз, полжизни назад, и то лишь несколько дней, – признается украинка. – Так что новым для меня было все: язык, окружение. Сначала было очень тяжело сориентироваться: мы постоянно садились в трамвай, который ехал не в ту сторону".

"И вот ты стоишь посреди улицы – и тебе хочется рыдать, потому что не представляешь, куда тебе нужно идти!" – вспоминает Холодняк первые месяцы в Праге.

Анжела рассказывает, что после нескольких месяцев жизни в Праге у нее возникла проблема: сбережения заканчивались, а найти дешевое или бесплатное жилье в чешской столице было нереально. Также из-за языкового барьера она никак не могла найти работу, позволяющую содержать себя и дочь.

Анжела обратилась в центр помощи украинцам. Там ей предложили место в общежитии в Остраве – крупном, но гораздо более дешевом по сравнению с Прагой городе на востоке Чехии, на границе с Польшей и Словакией.

Анжела согласилась на переезд, а также записалась на курсы чешского, которые финансировало чешское государство. А переехав в Остраву, она узнала, что там набирают на курсы желающих стать водителями общественного транспорта. Она пошла на курсы и овладела новой профессией.

"Я могла пойти работать уборщицей или заняться более знакомой работой, но интересно было попробовать что-нибудь новое, – говорит Холодняк. – Раньше я никогда не водила автобус, хотя уверенно ездила на своей машине".

Анжела Холодняк за рулем автобуса в Остраве
Анжела Холодняк за рулем автобуса в Остраве

Лекторами в школе, где она училась, были чехи, но ученикам многое переводили на русский – для лучшего понимания. Анжела признается, это ее раздражало.

"Я решила: пусть эта учеба станет для меня стимулом быстрее выучить чешский! И я старалась сосредотачиваться на чешских терминах и учить их сразу, – рассказывает она. – Учеба была интересной, я никогда не скучала, потому что давно люблю автомобили".

Обучение, включая практику, длилось четыре с половиной месяца. Чтобы приступить к работе, Анжеле нужно было сдать не только экзамены на вождение, но и чешский язык. Она это сделала.

Беженка говорит, что никогда не забудет, как впервые села за руль автобуса, и ей сложно было поначалу привыкнуть к его габаритам по сравнению с легковой машиной.

"Ты едешь, а у тебя глаза разбегаются: и вперед надо смотреть, и по сторонам, и здесь все надо видеть, и там все видеть. Стресс безумный! – улыбается она. – Мне приходилось учиться, привыкать. Это сейчас уже езжу и могу двумя пальцами повернуть руль, и все хорошо вижу".

Анжела говорит, что даже теперь, через три года после того, как она впервые вышла на маршрут, она иногда чувствует волнение за рулем.

"Может показаться, что я на работе просто сижу и ничего не делаю, но это совсем не так! Это опасная работа, сложная морально и физически, где маленькая ошибка может стоить многих жизней, – подчеркивает Холодняк. – А еще тебя постоянно ждут неожиданные перекрытия дорог, ремонты, аварии, реконструкции мостов, загруженные дороги. Надо очень хорошо знать город и все возможные объезды!"

Сегодня Анжела возит людей в Остраве по восьми маршрутам. Ее смена продолжается в среднем от 8 до 12 часов и начинается около трех-четырех утра.

"Я просыпаюсь в 2:40, а уже около четырех выезжаю из гаража. В этом случае я завершаю работу уже к девяти утра, но смены чередуются – есть и более поздние, послеобеденные смены, – объясняет она. – В день бывает максимум восемь маршрутов. Нет такого, что все время ездишь по кругу".

Женщина рассказывает, что она уже уверенно ругается на чешском с пассажирами, которые пытаются проехать без билетов, и собрала немало историй из своей работы. Она думает, не написать ли ей на их основе книгу.

"В Европе хорошо развит транспорт, он инклюзивный и удобен для людей с инвалидностью, – рассказывает она о своей работе. – В автобусах все приспособлено для таких людей, у них не возникает сложностей куда-нибудь добраться. И я тоже участвую в том, чтобы обеспечивать людям возможность доехать куда-то, а значит, их мобильность".

Недавно Холодняк стала лицом рекламной кампании остравского общественного транспорта. Но она говорит, что быть иностранкой и беженкой за границей – это лично для нее означает постоянно быть под повышенным вниманием людей.

Анжела Холодняк на фоне плаката, который приглашает работать в ее компанию
Анжела Холодняк на фоне плаката, который приглашает работать в ее компанию

"Сделаешь что-то не так – тебе скажут: "Ой, опять украинцы что-то натворили". К сожалению, негатив всегда распространяется быстрее", – признает она.

Анжела говорит, что нашла себя в Чехии и гордится собой и тем, как "пересобрала" себя заново в совершенно новых вынужденных обстоятельствах. Сама она вышла замуж за чеха, ее дочь ходит в местную школу, рисует, занимается спортом.

"Моя жизнь несколько лет назад и сейчас – как небо и земля. Я знаю чешский язык на уровне, позволяющем мне работать, обеспечивать себя и чувствовать себя полноценно, – рассказывает украинка. – Когда только сюда приехала, я жила с ощущением, что будто меня вывезли в лес с завязанными глазами, а потом отпустили и сказали: "Иди куда хочешь". А теперь я чувствую, что наконец имею карту местности и знаю, куда мне идти".

"Я убедилась, что куда бы жизнь меня не забросила и какие бы испытания мне не подкинула, всегда можно найти выход, можно выжить, – подчеркивает Анжела. – Чехия хорошо нас приняла, дала нам убежище и возможность освоить новую профессию, адаптироваться, выучить язык. А дальше все зависит от человека. Я выбрала работать, быть самостоятельной – и пользоваться возможностями, которые мне предложили".

По состоянию на конец мая 2025 года, по данным УВКБ ООН , в Чехии находилось более 374 тысяч военных мигрантов из Украины. Страна остается одним из лидеров по количеству принятых украинских беженцев.

XS
SM
MD
LG