"Европа не хочет воевать с Россией. Но угрозы воспринимаются очень серьезно". Спикер Сейма Латвии — о возможной войне РФ с НАТО

Ваш браузер не поддерживает HTML5

"Угрозы со стороны России воспринимаются очень серьёзно". Интервью спикера парламента Латвии о возможной войне РФ с НАТО

Дайга Миериня возглавила Сейм (парламент) Латвии в сентябре 2023 года. Она представляет центристскую партию "Крестьянский союз Латвии", которая входит в состав правящей коалиции.

В интервью Настоящему Времени Миериня говорит о возможной войне России и стран НАТО, а также о "негражданах" Латвии, об интеграции русскоязычных и о своем бывшем коллеге Алексее Росликове и его резких заявлениях о русском языке.

****

"Угрозы со стороны России воспринимаются очень серьёзно"

— Латвия — парламентская страна, но уровень доверия к парламенту уже много лет довольно низкий. Почему в обществе царит такое разочарование?

— Я думаю, что геополитические обстоятельства создали определённую напряжённость. И, конечно, было бы странно, если бы уровень доверия к парламенту в этих условиях был бы высоким, учитывая всё то, что происходит вокруг. Это влияет на каждого человека. Абсолютно на всех.

— Как общество в Латвии воспринимает угрозы со стороны России? Различаются ли мнения латышей и русскоязычных?

— Угрозы воспринимаются очень серьёзно. Тем более, мы видим, что в средствах массовой информации (в России) идет постоянное подстрекательство общества, дезинформация, выдают за правду разного рода ложь. И всё это направлено только на одно, чтобы оклеветать наше правительство, парламент и, по сути, посеять страх в людях. У Латвии уже была страшная страница истории. Люди до сих пор это помнят. И, конечно же, мы не хотим, чтобы это снова повторилось в Латвии.

— Говоря об угрозах со стороны России. Не начнется ли война России с НАТО?

— Очень сложно это прогнозировать. Нужно понять, что произойдёт с Россией. Когда закончится война с Украиной, что будет дальше, очень много вопросов без ответа. Получит ли Россия наказание за свои ужасные преступления?

Мы видим, более 20 000 украинских детей были депортированы, военные преступления ужасны. Мы очень хотим, чтобы война закончилась как можно скорее, но Латвия выступает за то, чтобы кто-то нёс ответственность за это. Мы пока не видим, какими будут условия мира. Конечно, от того, как завершится этот процесс и как закончится война в Украине, будет зависеть, как быстро Россия сможет восстановиться.

Поэтому сложно ответить на вопрос, что будет через пять лет, через десять, если риторика (Москвы) не изменится, если у власти останется тот же диктатор, кто придёт ему на смену, какой будет его стратегия и как он будет относиться к Европе.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Как страны Балтии готовятся к войне с Россией и какова ее вероятность в ближайшее время

Сейчас, как мы видим, для него (Путина) Европа — корень всего зла, но в то же время все хотят туда ехать, обучать там своих детей, жить, пользоваться всеми её благами. Если Европа такая плохая, зачем же вы туда едете?! Это же двойные стандарты. И это запугивание, что Европа хочет воевать с Россией. Я хочу сказать: нет, Европа не хочет воевать с Россией. Европа хочет мира, чтобы в Европе был мир.

Когда у одного человека есть такие амбиции, то, что ещё произойдёт, я не знаю. Вопросов действительно много. Но ясно, что нельзя недооценивать страну-агрессора. У неё своя военная промышленность, она может восстановить свои силы, и это то, что они уже сейчас делают — угрожают Польше. Проверяют ее реакцию на гибридные угрозы, взять хотя бы недавний случай с прилетевшими беспилотниками.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Глава МИД Польши – России: "Если еще одна ракета или самолет вторгнутся в наше пространство и будут сбиты, – не нойте и не жалуйтесь"

Это их тактика: посмотреть и своему обществу показать, посмотрите, насколько сильна или слаба Европа и что она способна сделать против нас. Вся эта риторика неприятна.

— Как вам кажется, как быстро реагирует Европа на угрозы со стороны Москвы? Едина ли она против России?

— Вы видите, что все пакеты санкций в отношении России были приняты единогласно. Даже если у кого-то есть возражения по тому или иному вопросу, конечный результат всё равно хороший, он единогласный, и санкции приняты.

Да, всегда можно что-то сделать быстрее. И, возможно, нужны даже более строгие санкции. Но нужно понимать, что каждая страна в Европе на вещи смотрит по-разному, через свою призму, например, Венгрия. Но всегда можно договориться. Поэтому следующие пакеты, которые будут включать новые санкции против России, думаю, также будут обязательно приняты.

— Пятая статья устава НАТО, который рассматривает нападение на одну страну НАТО как на весь союз). Может ли Латвия ей довериться?

— Сейчас ничего не говорит о том, что мы можем не доверять. Америка — наш стратегический партнёр, а НАТО — сильнейший военный альянс в мире, и я думаю, что мы сейчас, как никогда раньше, более сплочены, с единым пониманием. Даже это решение, чтобы каждая страна на обороны выделяла 5% от своего внутреннего валового продукта показывает, что все понимают, какова сейчас геополитическая ситуация, и готовы вкладывать средства в укрепление обороны своей страны.

"Русскоязычные в Латвии могли интегрироваться, и часть это успешно сделала"

— По поводу гибридной войны. Вы только что упомянули, что российская пропаганда работает и нацелена в том числе и на Латвию. Как ей противостоять?

— Нет ничего лучше, чем говорить правду, разоблачать ложь. Конечно, это огромная работа, информировать на тех каналах, где общество потребляет информацию больше всего. Но что мы видим? Значительная часть населения также потребляет информацию из социальных сетей. Там, возможно, и разворачивается самая крупная кампания дезинформации, там работает "фабрика троллей". Мы знаем, насколько они могут влиять на общественное мнение, позицию, даже на выборы. Такие примеры в Европе есть, происходили недавно. Любому правительству, чтобы раскрыть неправду, нужно давать правдивую, качественную информацию.

На мой взгляд, очень важный аспект — просвещение общества. Чем образованнее общество, тем оно лучше может отличать зерна от плевел. Но мы видим, способы воздействия становятся всё более изощрёнными, и в этом заключается опасность: когда человек живёт в своём пузыре, где сохраняется свобода слова и демократические процессы? Мы не должны подавлять свободу слова, но в то же время давать качественную информацию.

— На каком языке?

— Информация сейчас доступна на всех языках, в том числе и в Латвии. Ваше СМИ работает и предоставляет информацию. Вы здесь, потому что хотите отражать максимально объективную и правдивую информацию. У людей есть выбор. В Латвии мы предоставляем информацию на латышском языке. Мы также заняли твёрдую позицию, что к 2026 году вся информация будет на латышском языке. Но те СМИ, которые хотят работать на русском, а также те, кто после начала войны бежали из России и репрессивных стран, могут здесь работать и представлять своей аудитории, а также нацменьшинствам, русскоговорящим объективную информацию. То, что вы сейчас и делаете.

— Но есть часть русскоязычной аудитории, которая не владеет латышским. Не случится ли так, что она будет маргинализирована и достанется российской пропаганде?

— Если говорить о русскоязычных в Латвии, то хочу сказать, что у них, русскоязычных Латвии, был очень долгий процесс. Они могли интегрироваться, и часть их это успешно сделала. Они живут, принимают традиции, культуру, язык страны. У них нет проблем. Если они хотят, они могут слушать новости на русском языке, есть достаточно альтернатив, не пропаганды. И в то же время они могут получать качественные новости здесь. И всё это способствует устойчивости общества.

Но те люди, которые, за 30 и больше лет не захотели учить язык и интегрироваться, — это их проблема, что они не смогли этого сделать. Я думаю, у них было достаточно времени. Но это не значит, что они останутся без источника информации. Такой канал, как вы, может предоставлять объективную информацию, в том числе и им.

— Эстония пошла совершенно другим путём. Мы видим, что там есть канал на русском языке, он работает очень эффективно, у него довольно высокие рейтинги.

— Мне придётся повториться: я не считаю, что у нас в Латвии не хватает информации на русском или каком-то другом языке нацменьшинств. Что можно делать? Смотреть СМИ, которые вещают здесь на русском языке и от них получать информацию. Надо ли нам дублировать информацию?

— В Латвии до сих пор существует такой статус, как "неграждане". Ваше мнение, почему люди до сих пор не подают на гражданство? И отличается ли в обществе отношение к людям с таким статусом?

— Мне нужно вернуться к интеграции и к процессу, который когда-то был очень доступным. Раньше гражданство можно было получить очень упрощённым способом, и те, кто хотел, это делали. Они понимали, что хотят жить в Латвии, хотят растить здесь детей, интегрироваться и быть частью латвийского общества. Это было доступно каждому.

Кто такие "неграждане" в странах Балтии и с какими проблемами они сталкиваются, репортаж Настоящего Времени:

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Кто такие "неграждане" Эстонии и почему многие из них за 30 лет не получили гражданство? Истории футболиста и моряка

Одним из условий было знание латышского языка. Поэтому люди, которые осознанно шли на то, чтобы интегрироваться в едином обществе, сделали это. Те, кто этого не сделал, имели разные причины. Наше латвийское общество было достаточно толерантным: мы часто видим, что если у человека трудности с латышским языком, собеседник переходит на русский. Но с этой нашей толерантностью, возможно, желая лучшего, мы делали хуже этим людям. Возможно, будь мы более принципиальными, у них был бы стимул приложить больше усилий.

— Как вам кажется, что будет с этой группой в будущем?

— У молодого поколения, думаю, проблем нет. Молодое поколение образовано. С этого года обучение в школах идет только на латышском языке. Переходный период был довольно долгим. Насчет старшего поколения сложно сказать. Часть что-то поменяет, часть нет. Останется так, как есть, скорее всего.

— Переход на латышский язык в школах. Процесс проходит успешно?

— Каждый Сейм ломал копья из-за этого процесса. Всегда были аргументы как за, так и против. Но я считаю, нужно уже поставить точку. И, на мой взгляд, сейчас самое время это сделать. Я могу только нас поздравить с тем, что мы наконец-то поставили точку.

— Как вы думаете, может, переход на образование на латышском стоило начать в 90-х, сразу после обретения независимости?

— Оглядываясь назад, скажу, что это было непросто сделать. За независимость выступали и латыши, и русскоязычные. У всех была одна цель — жить в свободной, независимой Латвии. Нам пришлось строить своё государство, учреждения. Нужно было многое сделать. Были попытки ускорить этот процесс. Но, как всегда совсем немного не хватало политической воли. Теперь это сделано. Конечно, если бы мы сделали это раньше, несомненно, сейчас бы жили в другой Латвии.

"Росликов, говоря по-латышски, сильно перегнул палку"

— Хочу вас спросить про вашего бывшего коллегу Алексея Росликова, который говорил про русский язык с трибуны парламента. Все это происходило у вас на глазах. Расскажите о своих эмоциях в тот момент.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: В Латвии возбудили уголовное дело против депутата Алексея Росликова, который выкрикнул "Русский язык – наш язык" на заседании парламента

— То, что сделал Росликов, — одним словом, это неприемлемо. Это, прежде всего, неуважение к Сейму, неуважение к депутатам, к Латвии, к данной ими клятве уважать латышский язык как единственный государственный и говорить в здании Сейма по-латышски. Он сделал плохо себе, в первую очередь.

Но также сделал плохо тем русскоязычным, кто думает иначе. И таких людей немало, в том числе и среди его однопартийцев. Были те, кто приходил ко мне и извинялись за поступок Росликова. Говоря по-латышски, он сильно перегнул палку.

— Почему депутаты так резко и эмоционально отреагировали на слова Росликова и в чем конкретно он был неправ?

— Его риторика откровенно противоречила тому, что предложило Национальное объединение. Это своего рода тактика – выдумать свою историю и выдавать её за правду. Это похоже на дезинформацию.

У каждого своя правда. Он так это видит. Мы, конечно, можем интерпретировать это по-разному. Но это было осознанное разжигание розни. Прямо перед тем, как Росликов поднялся на трибуну, я подошла к нему и попросила не кричать, потому что он всегда кричит с трибуны. И это тоже ненормально. Мы все его слышим. Он повернулся во все стороны, сказал, что у него такой голос и способ выражения. Но уважение должно быть. А его не было. И жаль, конечно, жаль, что нам надо было на это смотреть. И поэтому люди, конечно, так остро отреагировали.

— Росликов утверждает, что после выступления его прямо в зале оскорбляли по национальному признаку. А профессор Ханов утверждает, что протоколы заседаний Сейма – это "энциклопедия ненависти в публичном пространстве".

— Когда человек не хочет слушать или не хочет вникать, а хочет только агрессивно говорить, здравый смысл исчезает. Ему всё равно, что происходит вокруг. Тогда можно кричать в ответ. Это и происходило. Из зала доносились крики, атмосфера была не самой лучшей. И он сам это спровоцировал.

Думаю, у него был свой план. Он очень надеялся, что таким образом получит больше сторонников, но произошло совершенно обратное. Выборы показали, что значительная часть избирателей не разделяет его взглядов и отвернулась от него. Он проиграл. Дипломатично выражаясь, хочу сказать, что его политическая карьера в будущем вряд ли будет очень успешной.

— Кампания по дерусификации. Как далеко она может зайти в Латвии и где вообще предел?

— Я не знаю, откуда такая формулировка. У нас нет такой кампании по дерусификации. Это совершенно неверный термин. У нас деоккупация. Мы боремся с последствиями советской власти. И это правда.

В Латвии запретили банкам обслуживать клиентов на русском: репортаж Настоящего Времени:

Ваш браузер не поддерживает HTML5

В Латвии запретили банкам обслуживать клиентов на русском языке


Есть много вещей, которые после распада Советского союза мы не сделали. Но сейчас уже много, что сделано, потому, что наше гражданское общество морально созрело и готово к этому, и даже правительство тут особо не влияло. Например, переименование улиц – это результат общественного давления, как и снос оккупационных памятников.

Не секрет, как Советская власть желала все республики русифицировать. Это было ужасно. Но нам удалось сохранить ядро культуры, чтобы мы могли теперь жить в латышской Латвии.

— Возможно ли объединить народ, сформировать единый народ?

— Ненависть разжигают такие политики, как Росликов. Потому что те люди, которые прожили здесь всю жизнь, посмотрите на них. Одна часть довольна, счастлива, они интегрировались, их дети говорят по-латышски, вступили в брак с латышами или с людьми другой национальности. Они хотят жить здесь, считают Латвию своим домом, своей родиной. Но стоит появиться такому Росликову, как мы вдруг начинаем говорить о проблемах, которых нет.

Конечно, есть русскоязычные, которые могут думать иначе. Безусловно, все разные. Но, во всяком случае, они не разжигают рознь. Нет такого! А такие, как Росликов, хотят попасть в парламент, ему эта тема близка, он подстрекает этих людей, создаёт мифы в рамках кампании по дезинформации, назовем это так. Создаёт мифы и проблемы, которых на самом деле нет.

"Мы должны делать всё, чтобы наши дети жили в безопасной стране"

— Демографическая проблема. В Литве и Эстонии тоже проблема с рождаемостью, но у них прирост населения. Что делать в Латвии?

— Чем общество становится богаче, тем демография уходит на второй плане. В Европе эта проблема практически везде. Люди живут лучше, они хотят больше времени уделять себе. И очевидно, что демографические вопросы очень важны.

Правительство уже сейчас рассматривает ситуацию комплексно. Это касается различных видов поддержки семьям, поддержки женщин репродуктивного возраста, которые хотят родить ребёнка. Много всего.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Больше не рожают. Как "демографическая зима" пришла в Литву и другие страны Балтии

Но поймите одно: все это, конечно, хорошо. Но не поэтому женщина решает родить ещё одного ребёнка. Люди сами должны понимать, хотят они или не хотят второго ребёнка. А мы должны создавать условия. Важно, чтобы у человека была работа, чтобы было, где жить, чтобы было качественное жильё. Министерство экономики сейчас работает над этим, и уже запущены программы, позволяющие муниципалитетам строить такие дома, где часть квартир предназначена для многодетных семей. Существуют различные программы для молодых семей. Например программа Altum, когда не нужно платить софинансирование, если вы хотите купить свой первый дом. Уже действуют определённые меры. Но, к сожалению, только они одни, не способствуют рождаемости.

— И пособия не способствуют?

— И пособия тоже. Каждый может спросить себя: будет ли пособие решающим, чтобы я захотел третьего или четвёртого ребёнка, или даже второго? Важна безопасность, безопасность за себя самого сегодня и безопасность для твоих детей завтра. И важна, конечно же, геополитическая ситуация, что произойдет через пять или десять лет?

— Что, по-вашему, произойдёт?

— Ну, я не пророк, но мы должны делать всё, чтобы наши дети жили в безопасной стране.

— Усталость от войны. Насчёт украинских беженцев. Готова ли Латвия по-прежнему их принимать, поддерживать, помогать? В том числе, давать статус?

— Да. Латвия принимает и будет принимать украинских беженцев, будет думать, как им помочь. Те, кто хотят, уже интегрировались, нашли работу, их дети ходят здесь в школу, и мы прекрасно понимаем, что часть из них останется здесь, в Латвии.

Хочу сказать об усталости. В Латвии люди об усталости от Украины не говорят. Мы прекрасно понимаем, что мы не имеем право говорить об усталости, когда Украина борется за всех нас. Люди там гибнут каждый день, даже прямо сейчас. И то, что они делают - это на грани изнеможения. Поэтому говорить нам об усталости, когда сидим под мирным небом, я думаю, по сравнению с Украиной, было бы просто неприемлемо.