Россияне все чаще сталкиваются с отключением мобильного интернета. Это началось еще весной, однако усилилось в июне, после проведения Украиной операции "Паутина", когда дроны атаковали аэродромы стратегической авиации в глубине России.
О ситуации мы поговорили с исполнительным директором Общества защиты интернета Михаилом Климаревым.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Как отключают интернет в России? Рассказывает Михаил Климарев
– В предыдущий раз мы с вами обсуждали отключение интернета в России в канун 9 мая. Тогда интернет отключали в Москве. В то время это было что-то новое. За два месяца в России это стало обыденностью?
– Очевидно, что да. 655 шатдаунов (отключений – ред.) было за месяц в регионах. Проект "На связи" считает, что каждый шатдаун в отдельном регионе – это отдельный случай.
– На каком уровне происходят эти ограничения? Власти какого уровня дают указания?
– Мне удалось выяснить, что система работает следующим образом: в каждом регионе работает некий штаб по чрезвычайным ситуациям, а прилет беспилотника тоже чрезвычайная ситуация, и они объявляют "беспилотную тревогу". Дальше они дают команду соответствующим службам, в данном случае операторам связи, отключать мобильный интернет в некоторых регионах.
Россия – большая страна. Везде это происходит по-разному. Где-то отключают сервисы LTE или 3G, то есть просто отключают интернет, а где-то используются ТСПУ (технические средства противодействия угрозам – ред.), которые занимается блокировками. В разных регионах это выглядит по-разному, но везде примерно одинаковый административный процесс, есть какая-то группа, комиссия, которая отдает приказы соответствующим службам.
– Это комиссия при исполнительной власти?
– Да, при губернаторе. Туда входят представители МВД, представители каких-то других специальных служб, очевидно, ФСБ, ну, и люди от губернатора.
– И это связано с беспилотниками?
– Да. В тех документы, которые я видел, говорилось, что это "беспилотная тревога".
– А случай, когда первого июля не работал телеграм и вотсап, это явления другого характера?
– Мы знаем только, что там связь действительно пропадала, что интернет-ресурсы вотсапа и телеграма были не доступны. А что там конкретно было, мы не знаем. Очевидно, что это было ночью, в 11 ночи по местному времени. Не работали эти сервисы около полутора-двух часов, потом связь восстановилась.
– Если я правильно понимаю, тут VPN никак не поможет?
– Давайте это разведем. Вотсап и телеграмм блокировали так же, как и другие сервисы. Против этого VPN поможет. Когда люди включали VPN, то эти сервисы волшебным образом начинали работать. Это происходило на уровне блокировок. А отключение мобильного интернета – другой способ. Этим управляют, очевидно, даже разные ведомства. В том случае действует какой-то региональный штаб по чрезвычайным ситуациям, а этим делом развлекаются Роскомнадзор и ЦМУ ССОП (Центр мониторинга и управления сетью связи общего пользования – ред.). Так вот, если отключают мобильный интернет, то никакой VPN не поможет.