Революции роз – 15 лет. Как в Грузии произошла первая смена режима на постсоветском пространстве

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Участник протестов вспоминает, как это было

Грузинской Революции роз исполняется 15 лет. 23 ноября 2003 года многотысячные акции протеста, которые продолжались в грузинской столице почти месяц, сразу после оглашения итогов парламентских выборов 2 ноября 2003 года, закончились победой оппозиции. Экс-президент страны Эдуард Шеварднадзе покинул свой пост, а к власти в Грузии пришла команда молодых революционеров-реформаторов во главе с Михаилом Саакашвили.

Революцию роз назвали так после того, как сторонники Саакашвили ворвались в здание парламента с розами в руках. Она была первой так называемой "цветной" революцией на постсоветском пространстве. Акции протеста в грузинской столице начались сразу после того, как ЦИК объявил победителем политический блок во главе с Эдуардом Шеварднадзе. Лидеры объединенной оппозиции Михаил Саакашвили, Зураб Жвания и Нино Бурджанадзе обвинили власти в фальсификации и вывели людей на улицы. По разным оценкам, в протестах принимали участие от 50 до 100 тысяч человек.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: "Белый Лис" сквозь призму времени

Художник Михо Кочакидзе – один из тех, кто в ноябре 2003 года стоял в центре Тбилиси и требовал отставки Эдуарда Шеварднадзе. Михо вспоминает: акции протеста достигли своего пика 22 ноября. Именно в тот день разъяренная толпа во главе с Саакашвили с розами в руках ворвалась в парламент, где перед депутатами выступал Шеварднадзе.

"Революция роз не была революцией одной партии. Это был гигантский народный протест, – вспоминает Кочакидзе. – Население тогда просто сказало, что больше так жить не хочет. Разрушенные дороги, постоянные перебои с электричеством, коррупция. Мы наблюдали, как постсоветские республики движутся вперед. А мы в это время топчемся на месте".

Михо не только участвовал в акциях протеста оппозиции. После того, как оппозиция победила, он рисовал плакаты для пришедших к власти политиков, а придуманные им слоганы звучали в рекламных клипах и с трибун оппозиции. Михо вспоминает: тогда он всецело поддерживал команду молодых реформаторов. Но признается: впоследствии ему не раз приходилось в них разочаровываться.

"После тех событий было много хорошего, но и много плохого. Революция была важным явлением в плане поэтапного развития страны. Но, к сожалению, ее успехи были омрачены рядом негативных процессов, – говорит художник. – Возможно, причина этого – низкая политическая и общественная культура, свойственная постсоветским странам. События, которые привели конкретную команду к власти, завершились для нее же весьма печально, как отчасти и для страны. И тем не менее я уверен, что та революция была обязательным шагом".

Кочакидзе не одинок в этом мнении. В Грузии многие считают, что именно события Революции роз и новое руководство превратили когда-то коррумпированную и нищую страну в быстроразвивающееся государство. Но оппоненты, напротив, винят команду Саакашвили в том, они якобы загубили хорошие начинания в Грузии, скатившись в итоге к элитарной коррупции и диктатуре.

"Если не считать нескольких косметических изменений наподобие реформ, то ничего нового нынешние власти не сделали, – замечает политолог Корнели Какачия. – Все основные государственные институты, которые сегодня более-менее успешно функционируют, были основаны именно после Революции роз".

Правящая в Грузии в последние годы партия "Грузинская мечта" предпочитает не вспоминать Революцию роз и не говорить о ее достижениях. В последние годы в эту дату не проводят памятных мероприятий. Недавно власти Тбилиси и вовсе переименовали площадь Роз в центре Тбилиси, присвоив ей имя Первой республики.