Что означает "особое боевое дежурство" и кто в России принимает решение о применении ядерного оружия. Объясняет военный эксперт

Пусковые установки подвижного грунтового ракетного комплекса "Ярс" в городе Тейково во время подготовки к военному параду на Красной площади 9 мая 2020 года. Фото: ТАСС

Владимир Путин 27 февраля, на четвертый день войны с Украиной, приказал привести в "особый режим боевого дежурства" стратегические силы сдерживания российской армии. К силам сдерживания относится в том числе ядерное оружие. Что означает этот "особый режим", чем это грозит миру и как именно в России принимается решение – согласно документам и протоколам – о применении ядерного оружия? Об этом в эфире Настоящего Времени мы спросили независимого военного эксперта Александра Алесина.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Военный эксперт об "особом боевом дежурстве" российских ядерных сил

— Неоднократно говорилось, что Владимир Путин преследует цель запугивания, отдавая такие распоряжения. Хочу спросить у вас: насколько стоит этого бояться? Какие силы сейчас в распоряжении российского президента? И чем это все может грозить?

— Я немножко поправлю: на боевом дежурстве российские силы ядерного сдерживания находятся постоянно, в режиме постоянного дежурства. Наиболее значимые компоненты – это подвижные грунтовые ракетные комплексы типа "Ярс", которые, передвигаясь по территории России, могут с любой точки патрулирования нанести ядерный удар по заданной цели. Вторая важная компонента – это подводные лодки с баллистическими ядерными ракетами, которые тоже находятся на боевом дежурстве в заданных районах Мирового океана и тоже, в общем, приспособлены для того, чтобы ударить по потенциальному противнику. Ну и третья компонента – это бомбардировщики, стратегические ракетоносцы Ту-160 и Ту-95М, которые несут на борту крылатые ракеты Х-55 дальностью 3500 километров и Х-102 дальностью более 5 тысяч километров.

Так вот, что изменилось: с началом операции в Украине все подвижные ракетные комплексы вышли на маршруты боевого патрулирования, то есть в обычном режиме часть из них отдыхала, проходила техническое обслуживание, остальные патрулировали. Теперь все комплексы "Ярс" ушли в леса на маршруты патрулирования, все технически готовые подводные лодки с ядерными ракетами вышли в океан в районы боевого дежурства. И что изменилось после приказа Путина: это то, что если раньше дежурство осуществлялось с ракетами без введенного полетного задания – была такая договоренность с американцами еще в период разрядки, что ракеты стоят на дежурстве без введенного полетного задания, где указаны конкретные цели. Перед использованием в память бортовых цифровых вычислительных машин боеголовок вводятся полетные задания с указанием цели. Так вот, я полагаю, что сейчас как раз полетные задания введены и теперь стратегические комплексы дежурят уже нацеленные на определенные цели в странах НАТО и Соединенных Штатах Америки. Следующая стадия – это вскрытие кодов запуска ракет, ну и сам запуск ракет.


— Александр, я понимаю, что вы военный эксперт, но вы очень спокойно говорите о тех вещах, которые лично меня повергают просто в ужас. Хотела у вас спросить еще две вещи. Первая: расскажите, пожалуйста, как в ядерной державе принимается решение о том, чтобы нажимать эту условную или очень конкретную красную кнопку? Есть ли какая-то конкретная цепочка людей, которые могут Владимира Путина от этого решения остановить, если он вдруг почему-то его примет. И второй вопрос: куда долетают носители российского ядерного оружия?

— Существует система предупреждения о ракетном нападении Российской Федерации, которая имеет космический эшелон и наземный эшелон. Ее задача – определить момент запуска американских ракет и тут же в ответ запустить свои. Военной доктриной Российской Федерации предполагается, что все-таки в основном это будет удар в ответ, отражение агрессии. Когда данные, допустим, космического эшелона будут подтверждены данными радиоэлектронной разведки, системами радаров, то тогда предложение о запуске в ответ ракет поступит Верховному главнокомандующему. Это решение он принимает вместе с начальником Генерального штаба Российской Федерации – это второе лицо, которое может повлиять на это решение. И через тот самый легендарный ядерный чемоданчик, это всего лишь терминал связи, с которого будут отданы команды для запуска стратегических ракет, они будут ретранслированы.

Кроме того, в России есть еще система "Периметр", которая может сработать автоматически, если, допустим, Путин будет не в состоянии по какой-то причине: его диверсанты выведут, по стране будет наведен ядерный удар – и тогда эта система, ее называли еще "Мертвая рука" или "Рука из гроба", может автоматически запустить сигнальные командные ракеты, которые приведут в действие весь ядерный потенциал Российской Федерации.