Кто помогает мигрантам пересечь латвийско-российскую границу? Премьера документального фильма Иварса Звиедриса

Ежегодно на территорию Евросоюза нелегально попадают сотни тысяч мигрантов, прежде всего через страны буферной зоны. В приграничной Латвии, где высок уровень безработицы, появилась новая профессия — "койот", проводник мигрантов. Фильм латвийского режиссера Иварса Звиедриса "Латвийский койот" рассказывает о представителях этой новой для страны "профессии".

Фильм доступен на сайте с 6 до 8 ноября 23:00 мск.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

"Латвийский койот". Трейлер документального фильма

Крестьянин Гатис Помилянц, или просто Пепе, предстает перед судом за сопровождение группы нелегальных мигрантов через российско-латвийскую границу. Ему грозит два года тюрьмы. В суде Пепе бесхитростно рассказывает о том, что нарушил закон случайно: "Ездил по ягоды, заехал в магазин, взял маленькую. Добрался до леса, думаю: надо дернуть! Выпил, заснул, проснулся – глядь, кругом вьетнамцы. Бегу от них прочь, а они за мной. И тут внезапно меня пограничники хватают. А я что, я ничего не знаю!" На этот раз судьи оправдывают "койота", и он возвращается в родное приграничное село, где ему предстоит вновь пасти коров и разгребать навоз на захудалой ферме.

В этой глуши у селян нет иного способа достойно заработать, кроме как стать "койотом" – проводником мигрантов через пограничные леса, тайными тропами, где нет заборов и кордонов. К границе России и Латвии прибывают чаще всего вьетнамские мигранты. Они держат путь в Германию, Польшу и Чехию, где есть большие общины. "Койоты" помогают им перебраться, нередко безуспешно: голодных и холодных вьетнамцев десятками задерживают латвийские пограничники, а вместе с ними и провожатых.

Кадр из фильма "Латвийский койот"

Так Пепе попадается вновь, и на этот раз ему не удается избежать наказания. И это далеко не конец фильма, режиссер Иварс Звиедрис следит не только за историей "койота" Пепе, по-своему очаровательного простоватого пьяницы, который водит мигрантов через границу ровно так же, как пасет коров. Звиедрис также запечатлевает растерянных пограничников, не готовых к наплыву мигрантов. Бедных односельчан, друзей Пепе, которые сочувственно смотрят новогоднюю речь Путина и недоумевают, почему мигранты бегут из России, где, по их мнению, все не так плохо, как на краю Евросоюза.

Лейтмотивом фильма проходят кадры, запечатлевшие заброшенные деревенские дома с выбитыми стеклами, рухлядью и предметами прошлого. Звиедрис показывает разруху и нищету провинциальной Латвии, но избегает натурализма, не шокирует зрителя чернухой и вульгарной социалкой. Пожалуй, фильм наиболее точно описывает термин "поэтический реализм".

Кадр из фильма "Латвийский койот"

Нередко документалисты, отправляясь на социальное дно, показывают героев-маргиналов в жанре "жизнь насекомых". Взгляд Иварса Звиедриса принципиально иной. "Латвийский койот" вырос из телевизионного цикла документалок про жизнь на латвийской границе. Звиедрис несколько лет жил в этих местах, а своего героя Пепе снимал не один год, ждал, когда он освободится из тюрьмы, и все это время вел переписку. "Теперь я достиг той стадии, что в приграничной полосе стал уже своим (...). Если хочешь снять то, о чем герой особо рассказывать не хочет, тебе надо там какое-то время пожить. Документальное кино вообще по большому счету имеет смысл снимать лишь тогда, когда кто-то, фигурально выражаясь, готов раздеться перед камерой", – говорит Звиедрис.

Режиссеру важно показать, почему Пепе и его односельчане не уезжают из села, не бросают свои обшарпанные жилища, не ищут другой жизни. Приграничная область Латгалия по-своему живописна. Оператор фильма Харальд Озолс порой снимает почти пастораль: поля, коровы пасутся на рассвете, туман над пашней. Герой привязан к этой земле, перевод мигрантов через границу для него – способ остаться на своей малой родине и самому не оказаться мигрантом.

Кадр из фильма "Латвийский койот"

За время съемок фильма граница обрела физические очертания, секретные тропы перегородили забором, но проблема миграции осталась. Так, весной 2021 года вспыхнул миграционный кризис уже на границе Латвии и Беларуси. Сотни граждан Ирака и других стран нелегально переходили границу. Все они вновь стремились в благополучную Германию, минуя страны бывшего соцлагеря. Латвия по-прежнему решала проблему депортацией, а Лукашенко использовал мигрантов как орудие политического давления на ЕС из-за санкций введенных после протестов.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Латвия объявила режим ЧС на границе с Беларусью из-за мигрантов

Так что снятый несколько лет назад фильм "Латвийский койот" едва ли потеряет свою актуальность в ближайшее время. Будто обращаясь к властям ЕС, депортирующим тысячи мигрантов и нетолерантному обществу, в финале Пепе, размышляя о своем приговоре, произносит: "Что я сделал не так? Человек хочет жить в другой стране, что я могу ему сказать? Нет, тебе сюда нельзя, мне плевать, что там война, а здесь ее нет?" Пепе не различает беженцев и мигрантов, ведь для него между войной и бедностью нет разницы.