В Латвии подходят к концу сроки, которые государство предоставило гражданам России для приведения в порядок документов, в том числе сдачи и пересдачи экзамена по латышскому языку. Иначе их пребывание в стране может быть признано нелегальным.
Среди тех, кого коснулось это требование, есть и люди пенсионного возраста. Журналисты Настоящего Времени встретились с гражданином России, который пытается сохранить свой легальный статус в Латвии.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
История гражданина России, сдающего экзамен по латышскому
"Хотя я русский, но я считаю, что мой народ – это народ Латвии", – говорит Владимир.
Ему 72 года. Большую часть жизни он прожил в Риге, в микрорайоне Плявниеки. В Ригу Владимир приехал более 50 лет назад из столицы Узбекистана Ташкента – города, где он родился и провел детство.
Владимир закончил Латвийский университет по специальности "физика", преподавал в школе. Рассказывает, как в 1989 году, в период расцвета в странах Балтии движения за независимость от Советского Союза, участвовал в акции "Балтийский путь", когда жители Литвы, Латвии и Эстонии выстроились в живую цепь, соединив три столицы.
"Когда были баррикады, мы с женой носили выпить в термосе кофе, пирожки туда, людям, поддержать. Я вообще выступал за свободу людей, за демократию. Потому что в конституции Советского Союза было право республик на выход", – вспоминает он.
После распада Советского Союза и восстановления независимости Латвии Владимир принял российское гражданство. В то время он работал дальнобойщиком, ездил, как он сам выражается, "от Волги до Франции". С российским паспортом, по его словам, было удобнее.
"В 2013 году мне исполнилось 60 лет. Как гражданин России я ушел на пенсию. Поскольку я был гражданин России, я стал российскую пенсию получать. Ну и получаю ее до сих пор", – рассказывает он.
На пенсии Владимир ведет активную гражданскую деятельность. Много лет он судится с коммунальными службами, или, как он говорит, "квартирной мафией". Началось все с собственного опыта, а потом переросло в помощь другим жильцам, желающим отстоять свои права.
Другая важная часть жизни Владимира – Иран. Посетив однажды это восточное государство, Владимир влюбился в иранскую культуру и основал вместе с женой "Латвийское общество друзей Ирана" Более десяти лет они организуют поездки в эту страну. Возле своего окна Владимир установил двойной флагшток, на котором в особые дни вывешивает флаги Латвии и Ирана.
После вторжения России в Украину в 2022 году латвийский парламент принял закон, обязывающий граждан России, постоянно проживающих в Латвии, подтвердить знание латышского языка, сдав экзамен на уровень А2, базовый. Всех в возрасте от 15 до 75 лет. Владимира новые правила тоже касаются.
Он признается, что латышский язык за годы жизни в Латвии не выучил: "Прожить жизнь в Латвии и не знать в достаточной степени латышского языка – это моя беда и моя вина. Если честно говорить, лень человеческая. Вот я смотрел, в интернете были интервью насчет экзаменов пенсионеров. Все пытаются вину свалить на кого-то. Государство виновато, кто-то виноват, что-то виновато. Я никого не виню. Память была в молодости неплохая, мог выучить".
Тех, кто не сдаст или даже не попытается сдать языковой экзамен, лишают вида на жительство, то есть легального статуса в Латвии.
Владимиру сдать экзамен с первого раза не удалось. Завалил письменную часть: "Например, вам прислал СМС ваш товарищ, что есть билеты в кино. Вот, напишите ответ ему, чтобы было не меньше 30 слов по этой теме. Я стал писать ответ, что я не любитель кинотеатров, давайте лучше сходим на стадион с тобой, побегаем, попрыгаем, детей возьмем. Но, видимо, недостаточно грамотно написал".
В законодательных поправках, которые обязали граждан России подтвердить свой легальный статус в Латвии, легко запутаться, цифры постоянно меняются. Первые изменения, утвержденные латвийским парламентом, коснулись тех жителей, кто получил российский паспорт после 2003 года. Это около 25 тысяч человек. Большая часть (по данным миграционной службы, около 16 тысяч) выполнили новые требования, в том числе сдав экзамен по латышскому, сохранив вид на жительство. Часть – добровольно покинули Латвию. Те, кому не удалось сдать экзамен по латышскому в срок, или кто вообще не попытался это сделать (на первом этапе таких было несколько тысяч) оказались в подвешенном состоянии. Государство дало им дополнительное время, чтобы привести в порядок документы, в том числе пересдав языковой экзамен.
Позднее парламент принял еще одни поправки, которые обязали подтвердить легальный статус уже тех, кто получил российское гражданство до 2003 года. Как наш собеседник Владимир. В этой группе около пяти тысяч человек. Они присоединились к процессу сдач-пересдач и попыток сохранить свой легальный статус в Латвии.
Если по истечении всех сроков гражданин России не выполняет требования государства, он получает предписание покинуть Латвию. В случае отказа сделать это добровольно, пограничная служба может прибегнуть к принудительному выдворению. До данным латвийского МВД, до сентября этого года крайняя мера коснулась десяти человек.
По мнению правозащитницы Елизаветы Кривцовой, в ближайшие месяцы таких случаев может стать больше, подходят к концу сроки для пересдачи экзамена и оформления документов.
"Если мы говорим "выдворение", в уме держим "депортация" и вспоминаем советские времена, когда приходили, хватали и сажали. В Латвии такого не происходит. Выдворение, депортация, извините, происходят по-другому. На каждом этапе можно это остановить, приостановить или отменить. Чем дальше человек по этой машине идет, тем сложнее ему все это остановить. Но даже когда у тебя распоряжение, решение о принудительном выдворении, то есть решение о депортации, его можно успеть оспорить", – говорит правозащитница.
Одним из инициаторов языковых проверок для граждан России в Латвии стала правоконсервативная партия "Национальное объединение". Там считают такие меры справедливыми и указывают, что у этой части латвийского общества было достаточно времени, чтобы выучить латышский язык.
"Что мешало на протяжении 30 лет выучить язык? Что, если не русский шовинизм и чувство превосходства? Что я нахожусь в бывшем Советском Союзе, и все должны говорить со мной на русском языке", – говорит Эдвинс Шноре, депутат парламента Латвии.
Владимир, проживший в Латвии более 50 лет, не пытается оправдать свое недостаточное владение латышским языком. Дети, по его словам, владеют латышским в совершенстве. Внучка поет в латышском хоре. В ближайшее время Владимиру предстоит повторно сдавать экзамен по латышскому языку. Он уверен, что ему удастся подтянуть свои знания и получить "зачет": "Мое мнение, прожив 70 с лишним лет на этом свете, я считаю, что родина – это родной дом и родная семья. Где нас ждут и любят. А все остальное – это вторично. Здесь мой дом, вот он, вы видите. Здесь моя семья. Супруга, дети, внуки. Это моя родина".