В 2025 году в аннексированном Крыму будут работать 36 загородных и 345 лагерей с дневным пребыванием, в которых смогут отдохнуть 190 тысяч детей, сообщил назначенный Кремлем глава полуострова Сергей Аксенов. Он утверждает, что "в Крыму нет рисков для туристов". Министр образования, науки и молодежи Крыма Валентина Лаврик также заявила, что "на полуострове делается все для гарантированной безопасности детского отдыха" и что "ни один детский лагерь в Крыму не пострадал в результате разлива мазута в Черном море". Также в 2025 году в детских учреждениях вводится единая системы обучения вожатых, а к работе по патриотическому воспитанию активно подключаются вернувшиеся с фронта участники "СВО" (так в России называют полномасштабное вторжение в Украину – НВ.)
О том, как на аннексированном полуострове детей используют в качестве живого щита для прикрытия военных объектов России и как эти действия квалифицирует международное право – пишет проект Радио Свобода "Крым. Реалии".
"Россия превратила Крым в огромную военную базу – законную цель ВСУ"
"За 11 лет россияне превратили Крым в одну огромную военную базу, тыловой район войск их Южного военного округа, продолжающего агрессию на юге Украины. Разумно ли устраивать летний отдых в зоне боевых действий? Крым – оккупированная территория, законная военная цель для ВСУ, здесь нет границ между "районом поражения" и "зоной отдыха", – объясняет украинский военный эксперт, руководитель программ безопасности Центра глобалистики "Стратегия XXI" Павел Лакийчук.
Бывший первый заместитель министра по вопросам оккупированных территорий Украины (2016-2019) Юсуф Куркчи подтверждает, что заявления российских властей, касающиеся безопасности детского отдыха в аннексированном Крыму, резко контрастируют с военно-политической реальностью.
База российских военных, Белогорский район аннексированного Крыма, 14 июня 2021 года
"Многочисленные сообщения свидетельствуют о частых атаках беспилотников и ракет по военным объектам, инфраструктуре и даже курортным зонам Крыма в течение 2024 и 2025 годов. Например, только девятого августа 2024 года Минобороны РФ отчитывалось об уничтожении 75 дронов над Россией, включая Крым и Черное море: районы Евпатории, Сак, Керчи, Феодосии, что часто сопровождалось перекрытием Керченского моста, – говорит он. – Ключевым моментом, подрывающим официальный нарратив о безопасности, является заявление директора департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Минобразования РФ Анны Тимофеевой. Она открыто признала, что по состоянию на апрель 2025 года министерство не может предоставить родителям гарантии безопасности купания в Черном море у детских лагерей".
Пляж в Саках после взрывов возле российской военной авиабазы в районе Новофедоровки. Аннексированный Крым, 9 августа 2022 года.
Юсуф Куркчи добавил, что опасность подтверждают и рекомендации, предоставляемые туристам, планирующим посетить Крым. Им советуют выбирать места отдыха подальше от военных объектов, портов и стратегических предприятий; всегда иметь при себе документы; пользоваться только официальными такси; сообщать близким о передвижении; загружать офлайн-карты из-за возможных перебоев со связью; иметь запас наличных денег; следовать инструкциям в случае сирен; не подбирать незнакомые предметы (особенно в прибрежных зонах).
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: "Севастополь – это огромная военная база". Журналист рассказал о масштабах милитаризации Крыма после аннексии"Создание иллюзии нормальности, стабильности"
В 2025 году в Крыму планируется задействовать более 400 объектов для детского отдыха и оздоровления, где готовы принять около 190 тысяч детей со всей России, обещает Сергей Аксенов.
"Цифры повторяют подобные заявления, звучавшие и ранее, например, в 2015 году. Эти заявления, широко тиражированные российскими государственными СМИ, являются частью информационной кампании, направленной на создание иллюзии нормальности, стабильности и полного контроля над аннексированным полуостровом. Такой фасад мирного отдыха призван замаскировать реальную ситуацию в регионе, – говорит Куркчи. – Это является очевидной попыткой ввести в заблуждение как внутреннюю российскую аудиторию, так и международное сообщество".
По его мнению, несоответствие указывает на целенаправленную пропагандистскую кампанию с целью легитимизировать оккупацию, стимулировать экономическую активность в туристической сфере и скрыть реальные опасности, которые, в свою очередь, используются как повод для других действий, например перемещения детей под видом "безопасного отдыха".
"Несмотря на осведомленность об опасности, подтвержденной заявлением чиновников и уже имевшими место инцидентами, российские власти продолжают реализовывать программу массового завоза детей, особенно уязвимых категорий, с оккупированных территорий и прифронтовых зон РФ. Такой подход подкрепляет гипотезы об использовании лагерей для милитаризации, идеологической обработки и потенциально как элемента стратегии "живого щита", – заявляет Юсуф Куркчи.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: "Отели стоят пустые, ежедневные прилеты беспилотников". Как война срывает уже второй туристический сезон в КрымуДетские лагеря в Крыму как инструмент идеологической обработки и милитаризации детей
Он утверждает, что российские детские лагеря в Крыму функционируют как инструменты идеологической обработки, милитаризации и способствуют принудительному перемещению или депортации украинских детей, что может квалифицироваться как военные преступления и преступления против человечности.
По его информации, основной поток детей в крымские лагеря направляется с временно оккупированных территорий Украины и приграничных регионов РФ (Белгородская, Курская, Брянская области).
"Правозащитные организации и эксперты отмечают, что лагеря на временно оккупированной территории Крыма являются инструментом для интеграции украинских детей в российское образовательное и воспитательное пространство, навязывание им российской идентичности и лояльности к РФ и ее агрессии против Украины. Ярким примером является деятельность международного детского центра "Артек", попавшего под санкции ЕС, Великобритании и США за свою роль в этих процессах", – указывает эксперт.
Встреча воспитанников детского центра "Артек" с участниками полномасштабного вторжения России в Украину, весна 2024 года
По мнению Юсуфа Куркчи, крымские детские лагеря являются важным инструментом в более широкой стратегии РФ, направленной на укрепление контроля над оккупированными территориями, уничтожение украинской национальной идентичности и формирование лояльного к Москве будущего поколения.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: "Перепрошивка" украинских детей: как депортированных подростков "учат любить" Россию"Действия России будут иметь разрушительные долгосрочные последствия. Дети, прошедшие через систему этих лагерей, испытывают глубокую психологическую травму, связанную с отрывом от семей, насильственным изменением идентичности, идеологическим давлением и милитаристской пропагандой. Это создает серьезные препятствия для будущего процесса примирения, реинтеграции оккупированных территорий и восстановления нормальной жизни. Демографические манипуляции и попытки ассимиляции изменят социальный ландшафт региона на долгие годы", – прогнозирует он.
Павел Лакийчук также указывает на то, что использование гражданского населения для защиты военных позиций от атак противника закреплено как состав военного преступления в "Конвенции о защите гражданского населения" , "Дополнительного протокола к Женевским конвенциям по защите жертв международных вооруженных конфликтов", "Римском уставе Международного криминального суда".
Материал полностью можно прочитать на сайте Крым.Реалии.