"Может, будем обездушивать насильников?" Интервью с художницей, чьи рисунки стали символом борьбы с насилием над женщинами в Кыргызстане

Видео, на котором мужчина избивал и обливал свою жену холодной водой, перед этим повесив на нее автошины с кирпичами, вызвало бурю возмущения в Кыргызстане, где семейное насилие все еще остается распространенным явлением. Издевательства насильник снимал на видео, повторяя, что это "должно стать для нее уроком". Запись распространилась в соцсетях и СМИ.

Многие, рассказывая об этом случае, использовали иллюстрацию художницы Татьяны Зеленской – этот рисунок она создала, чтобы привлечь внимание общества к случившемуся.

Мы поговорили с ней о творчестве, которое стало символом борьбы с насилием в Кыргызстане, а также об активизме и правах женщин.

— Твоя последняя работа стала символом борьбы против семейного насилия в Кыргызстане. Расскажи, почему ты решила нарисовать этот рисунок?

Татьяна Зеленская

— Я пришла домой, открыла соцсети и сразу наткнулась на это видео. Не сразу поняла его, подумала, что это какой-то арт-перформанс: шины на женщине символизируют бытовой груз, при этом ее обливают водой и избивают. В ту секунду, когда я поняла, что это произошло на самом деле, я выключила видео. Слишком это было мерзко. Поняла, что мне надо отреагировать, и я решила нарисовать эмоцию, которая была на тот момент. Поэтому рисунок нереалистичный, я не рисовала буквально, что увидела.

— Ты изобразила только жертву, там нет насильника. Почему?

Женщины – это такая бездушная массовка, расходный материал

— Когда смотришь фильмы про маньяков и насильников, это всегда о персонаже насильника. Пусть он и плохой, зато жестокий гений. А женщины – это такая бездушная массовка, расходный материал. Может быть, мы будем обездушивать насильников, маньяков, таких мужей и будем говорить о жертвах?

То есть ты хотела дать голос жертве, и поэтому она одна и в центре рисунка?

— Мне хотелось более чистой композиции, где был бы персонаж жертвы. А шины и так наполнены смыслом.

— Что больше всего шокировало тебя в этом видео?

Шокировала будничность этой сцены

— Покорность и горечь на ее лице. Будто это норма. Шокировала будничность этой сцены. Сложно поверить, что где-то это происходит рядом. А ведь это одна из множества историй, сколько еще таких историй осталось неуслышанными.

Сколько времени ушло на этот рисунок?

— Минут 25. Это цифровая живопись.

— Как ты относишься к тому, что твой рисунок так разошелся по соцсетям и в СМИ?

— Сейчас, во время быстрых картинок, важно найти яркий визуальный образ. Тему насилия нельзя напрямую показывать, поэтому люди обращаются к иллюстрациям. Иллюстрация может быть выразительней, там можно утрировать, можно говорить метафорами.

— Отрисовываешь ли ты в своих работах реальные лица или придумываешь образы?

— Зачастую использовать фотографии запрещено. Да и моя задача – это быть субъективной и нарисовать какую-то эмоцию, атмосферу. Рисовать не просто плакат "Пытки – это плохо", а показать какую-то историю. Я читаю истории, потом через какое-то время рождается картина.

Рисунок Татьяны Зеленской

— Можно ли сказать, что насилие над людьми, особенно над женщинами, –​ самая частая тема твоих работ?

— Меня часто спрашивают: "Тебя муж избивает?" Нет, муж работает со мной и помогает мне с анимациями. Я выросла в семье, где любовь и понимание. Поэтому я нетерпима к насилию в семье, где человек, по идее, должен чувствовать себя в безопасности. Мне хотелось бы больше на добрые темы рисовать, но пока выходит так, что больше тем насилия. Сейчас, например, я работаю над очень сложной темой – темой пыток. Первыми моими работами на тему насилия над женщинами были анимационные серии о похищении девушек в Кыргызстане для брака.

Кыргызстанцы, живущие в городах, часто далеки от проблем людей в селах, похищение женщин зачастую происходит в селах. Как так получилась, что тебя заинтересовала эта тема?

Похищали одногруппниц, похищали студенток мамы-преподавательницы


— Нет, я не могу сказать, что это где-то в селах. Это было всегда где-то рядом. Я с этим сталкивалась лично. Похищали моих одногруппниц, похищали студенток моей мамы, преподавательницы.

— Рисование для тебя –​ это и общественное участие, и возможность справиться с эмоциями?

— За рисунком бывает мощная сила. Процесс создания имеет для меня терапевтический эффект. Я, бывает, целыми днями занимаюсь проектами, где конкретно прописаны задачи, а потом рисую темы, которые мне интересны и волнуют. Это помогает избавиться от каких-то переживаний.

Иллюстрация Татьяны Зеленской

— В этом году тебя задержали на марше 8 марта. Тогда ты тоже нарисовала себя и двух милиционеров.

— В этом году, когда на нас набросились парни в калпаках (национальный головной убор – НВ), мы ожидали реакции милиции, но, прибежав, они начали хватать нас, участниц марша. А этих парней они очевидно игнорировали. Меня наполнило чувство несправедливости, от которого задыхаешься. Хотелось от него избавиться.

Рисунок Татьяны Зеленской

Как родитель дочери, ощущаешь ли ты дополнительную ответственность или страх за нее, когда сталкиваешься с темами насилия над девочками и женщинами?

— Раз уж я завела ребенка, и пока мы живем в этой стране, то мне хочется, чтобы она росла в безопасности. Я понимаю, что абсолютной безопасности нет нигде. Но когда я вижу, что в Кыргызстане растут цифры по домашнему насилию и ухудшается ситуация с правами человека, то понимаю, что с этим надо что-то делать.

— Есть ощущение, что кыргызстанцы начали серьезно относиться к теме семейного насилия?

— ​Я думаю, что будет лучше. В этом плане я оптимистична, иначе мне будет трудно жить. Думаю, что будет лучше. Вот этот скафнеж (на кыргызстанском жаргоне "ругань" – НВ) по поводу молодежи, что она бестолковая, – я с ним не согласна. Я много общаюсь с юными девушками и парнями – хорошая это молодежь. Мне бы в том возрасте так видеть мир, быть настолько сильной и уверенной. На них стоит рассчитывать. Проблемы больше в заплесневелых мозгах, которые все еще имеют власть. Даже среди художников интересна стала эта тема. А еще рада тому, что начало появляться больше художниц, женских голосов.