"Я счастлив вернуться на родину". Еще один гражданин Казахстана смог вырваться из лагеря в Синьцзяне

Ваш браузер не поддерживает HTML5

"Я счастлив вернуться на родину": казахстанец провел за решеткой в Синьцзяне 17 лет

Рахыжан Зейнолла плачет, обнимая своих родных, которые встречают его в аэропорту Алматы. Он не видел их почти 17 лет, а внуков вообще видит впервые. В 2004 году Рахыжан поехал в Китай навестить родственников. На тот момент Зейнолла уже был гражданином Казахстана, но на территорию Китая въехал по китайским документам. Его немедленно арестовали и приговорили к 13 годам тюрьмы, обвинив в шпионаже, а по окончании срока еще на полтора года отправили в лагерь политического перевоспитания.

"В последний раз отца я видел в 2007 году, – вспоминает Галым Зейнолла, сын Рахыжана. – Мы тогда ездили к нему на свидание в китайскую тюрьму. Но разговаривали тогда через стеклянную перегородку".

"Я счастлив вернуться на родину. Да здравствует дружба между нашими странами. И ваших родных скоро отпустят. Скоро они снова будут с вами", – говорит Зейнолла. .

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: "Забрали паспорт и заставили сделать аборт": история казашки, которую не выпускали из Китая

Что с ним было в тюрьме и в так называемом лагере перевоспитания, Зейнолла предпочитает не рассказывать: говорит, что пытается забыть эту часть своей жизни. Но уехать из Китая и вернуться в Казахстан мужчине удалось только сейчас – и лишь благодаря настойчивости и упорству жены

Фарида Кабылбек не раз устраивала одиночные пикеты у здания китайского посольства в Алматы и Нур-Султане. Она требовала вернуть мужа, которого даже после 15 лет заключения продолжали удерживать на территории Китая. Представители дипломатической миссии на "несанкционированные митинги" открыто не реагировали. Но очевидно, что за закрытыми дверями имя Зейноллы было на слуху.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: "Мой отец верил в законы Китая, они не ответили ему взаимностью". Казахи и кыргызы о "лагерях перевоспитания"


Настойчивость женщины дала результаты: МИД Казахстана направил ноту китайской стороне в связи с делом Зейноллы. Был ли получен официальный ответ и что в нем было указано, неизвестно: Пекин продолжает отрицать то, что этнических казахов содержат в "лагерях политического перевоспитания".

Но возвращение на родину Рахыжана Зейноллу лишь подтвердило их наличие.