"В "формуле мира" Зеленского поля для маневра нет". Украинский депутат – о том, на какой мирный план от Китая согласится Украина

Си Цзиньпин завершил свой трехдневный визит в Москву. Накануне президент России Владимир Путин снова принимал председателя КНР в Кремле. Официальная часть переговоров длилась около трех часов. Как сообщили в Кремле, по итогам встречи Путин и Си подписали два совместных заявления о стратегическом партнерстве и экономическом сотрудничестве и еще ряд документов, касающихся разных сфер.

На пресс-конференции после переговоров Путин упомянул о мирных инициативах Китая по поводу войны с Украиной, которые, по его словам, могут быть взяты за основу для урегулирования, "когда к этому будут готовы Запад и Киев". Си Цзиньпин, в свою очередь, повторил, что Китай занимает беспристрастную позицию по войне в Украине и выступает за мир и диалог.

А генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг накануне заявил, что Россия просила Китай о поставках летального оружия для войны в Украине. По его словам, этот запрос сейчас рассматривается китайскими властями.

О том, как встречу лидеров России и КНР оценивают в Киеве, рассказал депутат Верховной Рады Украины, глава украинской делегации в Парламентской ассамблее НАТО Егор Чернев.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Депутат украинского парламента рассказал, на какой мирный план от Китая могла бы согласиться Украина

Как вам заявления, которые прозвучали после встречи Путина и Си?

– Я рассматриваю это со стороны исключительно финансово-экономической поддержки, с одной стороны, России, которая ищет хоть каких-то партнеров. С другой стороны, абсолютного удовлетворения интересов Китая. Наверное, это нужно поставить на первую позицию, потому что сейчас, понимая, в каком положении находятся и Путин, и Российская Федерация, Си Цзиньпин использует это положение для того, чтобы увеличить свой рынок сбыта, чтобы получить дешевые энергоносители, получить от Путина обещание о постройке "Силы Сибири", которая точно никогда не окупится, конечно же, в своих интересах.

Поэтому здесь, я думаю, ничего кардинального не произошло – просто Китай укрепляется в России, а Россия пытается хоть как-то оставаться на плаву. Плюс ко всему здесь еще игры Китая в геополитическом плане – попытка усилиться как альтернативная точка влияния, точка сборки для других стран, которые не разделяют политику Запада. В том числе это попытка заигрывания с глобальным Югом – показать: "Мы забираем под себя Россию. Давайте присоединяйтесь, кто не согласен с Западом". Я думаю, что расклад примерно такой.

При этом многие китаисты говорят, что Китаю очень выгодна война в Украине в том смысле, что она ослабляет Соединенные Штаты. Как вы думаете, стоит ли Киеву сейчас опасаться, что, как прогнозировали некоторые аналитики, Путин и Си могли договориться о поставках России китайского оружия?

– Я думаю, что об оружии речь идет со стороны Российской Федерации, но вряд ли этот запрос будет удовлетворен со стороны Китая. По нескольким причинам. Вы видели позицию НАТО, что если такие поставки будут, то это будет означать поддержку Китаем агрессивной войны, а значит, скорее всего, это приведет к санкциям. А их Китай точно не хочет получить, потому что, предлагая сотрудничество с Российской Федерацией, он же не говорит: "Мы переориентируемся на Россию". Он говорит: "Мы будем сотрудничать и с вами, но при этом остаются взаимосвязи и с Западом". Это выгодная позиция для Китая, потому что Китай может торговать и с Западом, и с Российской Федерацией.

Российская Федерация же пытается заместить этот рынок сбыта, который она потеряла на Западе, хотя он несопоставим с тем, что она получит от Китая. Я имею в виду по энергоносителям. Опять-таки и западные технологии, к которым она не имеет доступа, не заменят китайские.

Для Китая это выгодно. Если опять-таки рассматривать мирное предложение, то в принципе Китай будет в выигрыше, если мирные предложения по урегулированию конфликта будут приняты и если они не будут приняты. Если они будут приняты, значит, он выступит центром влияния на геополитической карте мира, который может мирить Иран и Саудовскую Аравию, Россию с Украиной. Если не будут приняты – то через санкции, которые введены для Российской Федерации, Россия будет и дальше ослабляться, а Китай будет и дальше пользоваться дешевыми энергоносителями и иметь еще один рынок сбыта, на котором они будут практически монополистами.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: "Нефть, газ и лес по ценам, выгодным Пекину". Экс-дипломат – о том, почему и на каких условиях Китай будет помогать России вести войну

Но ведь Киев не устраивают эти 12 пунктов позиции Китая по прекращению войны России против Украины, верно?

– Позиция Киева – это формула президента Зеленского, которую он озвучил. Первым пунктом этой формулы является освобождение всей признанной в границах 1991 года территории Украины от российских захватчиков. Где-то приблизительно так, но без конкретики, это звучит и в китайском плане. Я думаю, что это как раз не устраивает российскую сторону – там, где Путин говорит: "Мы бы могли взять за основу". Потому что Си Цзиньпин достаточно четко говорит о том, что они придерживаются принципов, закрепленных в Уставе ООН. Это понятно, потому что это говорится о территориальной целостности и суверенитете, потому что у них есть Тайвань.

Который с точки зрения международного права является территорией Китая.

– Абсолютно верно. Поэтому идти вразрез своим принципам, которые они провозглашают по Тайваню, они не будут. А это, в свою очередь, не устраивает Российскую Федерацию. Поэтому в этой части, я думаю, мы согласны с Китаем, что мы точно так же поддерживаем территориальную целостность и суверенитет Украины, а значит, все российские войска должны быть выведены с территории Украины, включая Крым и Донбасс.

Но при этом в этом плане конкретно вашей последней фразы нет.

– Я же говорю, что ее нет. Но вчера от Си Цзиньпина прозвучало: "Мы привержены Уставу и принципам ООН". Я думаю, что в эту фразу вкладывается территориальная целостность. И именно поэтому этот мирный план не совсем устраивает Кремль, который говорит: "Может быть, мы бы могли рассмотреть его как основу, если…" – и так далее. Поэтому тут не хватает конкретики. Если эта конкретика будет со стороны Китая, то нас она будет устраивать. Но Российскую Федерацию – вряд ли.

Си Цзиньпин уже сейчас летит в Пекин. Ранее газета Financial Times писала, что после встречи с Путиным он позвонит Зеленскому, но, насколько известно, договоренности об этом разговоре между Си и Зеленским пока нет.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: "Китаю выгодно, чтобы внимание США и ЕС было сфокусировано на Украине". Китаист рассказал о визите Си Цзиньпина в Москву

– Пока мне неизвестно об этом.

Можно ли ожидать, есть ли тут какое-то пространство для какого-нибудь давления со стороны Си Цзиньпина на Зеленского и на правительство Украины?

– Я не вижу здесь поля для маневра. У нас есть достаточно четкая позиция. Она заключается в "формуле мира" президента Зеленского. И там есть как минимум четыре незыблемые позиции: о выводе всех войск – возвращение контроля над всей территорией, привлечение к ответственности всех виновных военных преступников, выплата репараций и гарантии безопасности. Что из этого можно выбросить? Ничего. Поэтому, я думаю, тут мало места для маневра.

При этом многие китаисты как раз этот мирный план трактуют как стремление Китая к заморозке войны на той стадии, в которой она сейчас находится, и на тех территориях, на которых она происходит. Как Зеленский мог бы отреагировать на такие предложения?

– Мы же все понимаем, что заморозка ведет исключительно к попытке аккумулировать больше ресурсов со стороны Российской Федерации: взять паузу, перегруппироваться и ударить снова. Я думаю, что все это понимают. Опять-таки наш опыт восьмилетней войны об этом и говорит. Да и не только наш опыт. Вот эти все замороженные конфликты в бывших постсоветских республиках рано или поздно приводят к новой горячей фазе. Нас это, конечно же, не устраивает. Этот вопрос должен быть решен здесь и сейчас. На поле боя или за столом переговоров, но он должен быть решен.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: "Гарантированное взаимное уничтожение, как между СССР и США". Американист и китаист – об обострении отношений Америки и Китая