"Добавляем в тур посещение Армении". Как российско-грузинские бизнесмены справляются с политическими конфликтами

Российский президент с 8 июля запретил авиарейсы в Грузию, а Роспотребнадзор зафиксировал ухудшение качества грузинского вина – все это на фоне протестов в Тбилиси, вызванных поступком депутата из Москвы. Настоящее Время спросило бизнесменов из России, которые живут и работают в Грузии, как они переживают очередной политический кризис и чувствуют ли на себе его последствия

Глеб Говоров. Курорты

В 2011 году построил и запустил спа-курорт Tsarbani на одном из горнолыжных курортов Грузии. Живет там же. Имеет российское гражданство

— Мы начали работать при Саакашвили, и все было очень просто и открыто, был драйв. Ты мог прийти к чиновнику и сказать: "Привет! У меня тут вот такая идея, хочу ее реализовать", – и тебе шли навстречу. Такой, знаешь, передовой колхоз из старых советских фильмов. Молодым везде у нас дорога! При Иванишвили все, конечно, несколько упорядочилось, устаканилось, уже нет той атмосферы. Но все равно лучше и проще, чем в России.

Что касается вина, то мы сделали прекрасный подарок грузинским виноделам, они должны Онищенко руки целовать. После того как закрыли российский рынок, грузины вышли на мировой и быстро поняли, что не дотягивают по качеству продукта. Сделали выводы – и теперь грузинское вино значительно лучше стало. Вина прекрасные!

А боржоми – чисто русская история. [В Грузии] источник бьет из-под каждой горы – и такое же примерно количество марок минеральной воды. Я боржоми не пью, покупаю другую минералку.

К нам приезжает много [туристов из разных стран]: прибалты, поляки, немцы, украинцы, арабы, израильтяне, азербайджанцы. Но это 50% от общего числа. Остальные 50% – россияне. Естественно, мы теряем в клиентах. Уже сейчас мы не добираем 20%, идут отказы.

История похожа на январский выпад про эпидемию гриппа в Грузии. По горнолыжному курорту было минус 38% [бронирований], лично у нас – минус 20%. Среди людей, делающих туристический бизнес в Грузии, ходят слухи, что январский кризис был связан с тем, что Красная Поляна (российский горнолыжный курорт в Сочи – НВ) сильно не добирала по клиентам. А мы – соседи и прямые конкуренты. Поэтому решено было прокатить "телегу" про эпидемию. В итоге январь был провален у нас. И теперь, в начале летнего сезона, такая же история.

Зураб Читая. Ресторанный бизнес

Журналист и ресторатор. Родился в Абхазии, 22 года прожил в России (в статусе беженца, нелегала и лица без гражданства). Скоро исполнится четыре года с тех пор, как Зураб переехал в Грузию. Сейчас он – гражданин Грузии

— Я, наверное, в этом ряду не самый правильный персонаж. Ни один из моих баров не ориентируется только на туристов из России или только на экспатов (а Тбилиси – город экспатов, как и любая столица). Конечно, мы универсальны и рады любым гостям, но изначально ставили своей задачей приобщить тбилисцев к барной культуре.

Я часто говорил знакомым и друзьям, в том числе и тем, кто переезжал в Грузию и открывал здесь бизнес, что опасно ориентироваться на узкий круг клиентов, особенно если они из России. Мы не знаем, не можем прогнозировать, что следующее взбредет в голову людям в правительстве соседней страны. И что будет делать Владимир Путин, который, видимо, считает, что население России – его личный актив, его крепостные и что он может перенаправлять туристические потоки вручную.

У нас 7 миллионов туристов в год, россиян – примерно 1,5 миллиона. Уже давно шли разговоры о том, что крен в сторону граждан России опасен и, к сожалению, последние события служат тому подтверждением. В краткосрочной перспективе это большие убытки для бизнеса – в этом году у нас было огромное количество бронирований из России, наверное, самое большое за последнее время. Заменить это потоками из других стран моментально не удастся. А значит, впереди очень сложный, критический отрезок.

О цифрах говорить пока сложно, по крайней мере, до конца года. Но любой кризис – это в том числе и возможность, в нашем случае – шанс к диверсификации рынка.

На фоне этого глупого, странного, несправедливого решения нас пытаются поддержать люди из других стран – как туроператоры, так и на государственном уровне. Растет число туристов из Европы.

Наталья Чвилева. Ресторанный бизнес

Бренд-шеф нескольких грузинских ресторанов, имеет двойное гражданство. Живет в Грузии уже 23 года. На родину, в Сочи, приезжает раз в год, обычно – летом

— Вчера звонили друзья из Москвы. Собирались лететь в Исландию, но передумали и теперь едут в Грузию – вот, ждем в гости 18 человек, не сегодня – завтра будут здесь.

Мне хочется верить в то, что это временно. Нет никакого желания паниковать. И я надеюсь, что политики одумаются и придут к решению. Потому что они занимаются своими делами, а страдают простые люди! Люди работали всю зиму, всю весну, копили деньги, забронировали отель, наняли гидов, еще что-то – и теперь что? В итоге все потеряли много денег, и это неправильно – ни для россиян, ни для граждан Грузии.

Думаю, историю эту у нас [в Грузии] сейчас переживают болезненно, и так будет еще недели две-три. Но люди должны понимать, что никакой русофобии здесь нет и не может быть. Наоборот даже!

Конечно, в каждой стране в каждой ситуации найдется кто-то, кто что-то ляпнет. И из трех миллионов грузин кто-то может выйти с антирусскими лозунгами, но все остальные – 90% населения – никогда себе этого не позволят.

У нас великолепно работает театр Грибоедова, где все пьесы всегда шли и идут на русском языке, и никогда не было никакого отрицания русского или России. Я родилась в России, говорю без проблем на грузинском, но с детьми общаюсь по-русски. И за свои 23 года [здесь] ни разу не помню, чтобы кто-то ткнул пальцем мне или моим детям, что я русская, русскоговорящая. Никакого отрицательного даже взгляда не было в нашу сторону ни во время войны, ни теперь.

А про саму ситуацию могу сказать следующее. Для меня это посмешище, на уровне детского сада: "Ты мне игрушку сломал, и я тебе тоже сломаю". Мне кажется, что политики такого уровня не должны так низко опускаться.

​Анна Денисова. Ресторанный и гостиничный бизнес

Живет в Грузии с 2017 года. Вместе с мужем открыли ресторан и отель на побережье неподалеку от Батуми. У обоих – двойное гражданство

— У нас с Грузией давняя любовь. Мы много лет назад, в 1990 году, здесь с мужем встречались и еще тогда были очарованы страной, людьми и всем вокруг. Потом какое-то время не ездили: дела, карьера, дети.

В 2008 году, сразу после войны, у мужа здесь умер дядя, и он полетел на похороны. Вернулся с круглыми глазами: "Все так изменилось, нужно ехать!" И мы полетели на перекладных через Киев (тогда еще можно было через Киев), со всем скарбом, со всеми детьми и со свекровью.

Все нас очень очаровало, мы купили дом в деревне, в заброшенном, нетуристическом месте – и стали туда ездить на лето. Почти каждое лето проводили там.

Все больше нас тянуло [в Грузию], но параллельно продолжалась карьера в Москве. А потом муж сделал здесь кинокомпанию, много снимал и снимает: рекламу, клипы, сериалы, полный метр – как для российского, так и для украинского и азербайджанского рынка, для арабских заказчиков. И мы поняли, что хотим переехать насовсем. В какой-то момент решили, что нужно иметь бизнес, не зависящий от проектной деятельности. Купили землю у моря, построили отель и открыли его в 2017 году.

Мы граждане РФ, но уже достаточно много лет назад получили грузинское гражданство.

Почему Грузия? Мы – люди мира. Подолгу жили в Европе, США, много путешествовали. Но здесь очень приятные люди, эмоционально очень тепло. И с точки зрения бизнеса все очень прозрачно. Максимально автоматизировано, упрощено. Любая активность – от покупки машины и до оформления фирмы – занимает несколько минут буквально. Простая и понятная система налогообложения и контроля. Да, очень жесткие требования медицинские и санитарные, но они настолько четко прописаны и понятны к исполнению, что не возникает проблем никаких.

Например, у нас помимо отеля [есть] ресторан. И у друзей ресторан – но в Москве. Мы обменивались ради интереса СанПиНами (Санитарно-эпидемиологические правила и нормы – НВ), и я была в ужасе, настолько все сложно и мутно в этом плане в России.

Наш отель расположен в 40 км от Батуми, здесь уникальные пляжи – черный магнитный песок, всего три километра в мире такой береговой линии.

Я никогда не считала гостей по географическому принципу. Всегда был интернационал: азербайджанцы, голландцы, россияне, итальянцы. Но в этом году в связи со всеми этими событиями мы стали смотреть географию бронирования. Из России – 45%. Отказы, конечно, есть. У нас на данный момент много кто "подвис", они сейчас ищут варианты, как добраться.

Но пришло какое-то количество бронирований из Европы, из Грузии и из ближайших стран – Азербайджана, Казахстана. Очень трогательная группа появилась в фейсбуке – Spend Summer in Georgia, где люди пишут: "Мы не думали ехать в этом году, но теперь точно – еду в Грузию, лечу к вам". Пишут из Греции, из Италии, из Голландии, Штатов и Пакистана. Каждую секунду буквально новые сообщения приходят.

Зачем это нужно? Честно вам скажу, я не очень верю, что это сможет привлечь поток туристов на российские курорты. Кто-то недавно запостил цены на барабульку – она в пять раз дешевле в Грузии! Конечно, будут и другие последствия: вино резко станет кислым, боржоми станет с "газами", а помидоры вообще неизвестно с чем. Все будет понятно через некоторое время – кто инициатор, кому выгодно.

Больше всего в этой ситуации бесит, что под ударом незащищенные люди – с маленькими детьми, с пожилыми родителями. Есть проект рядом с нами: девочка из Москвы строит благотворительный реабилитационный центр недалеко от Урети. В августе должны были приехать первые люди. Она на благотворительные деньги привлекла врачей, отремонтировала и построила реабилитационный центр для детей-инвалидов. И вот мамы с детьми с ДЦП, с другими сложными заболеваниями – они просто не смогут добраться.

На данный момент у нас около 5%, может, даже меньше отказов именно из России. Половина из этого числа уже попросили перенести на 2020 год – впервые в нашей практике люди бронируют на год вперед.

Ника Буняева. Туризм

Продюсирует проекты, организует туры и мероприятия. В Грузии живет с 2013 года, переехала из Москвы. Имеет российское гражданство

— Я в Грузии уже шесть лет, сбежала из Москвы в более комфортную погоду, да и бизнесом здесь заниматься приятней, плюс есть время смотреть на солнце и горы.

На ближайшие пару месяцев было несколько согласованных туристических заездов больших групп. Большинство отказались, так как нет перелетов сейчас. Мы рекомендуем "кривые" маршруты или предлагаем добавить в тур посещение Армении. Что хорошо, поскольку позволяет нам расширить границы для организации мероприятий и туров. С моей точки зрения, особых проблем нет, так как вокруг Грузии много стран, да и Сочи никто не отменял: садитесь на "Ракету" – и она домчит вас в Батуми.

Я живу сегодняшним днем и всегда стараюсь мыслить позитивно. За шесть лет никаких проблем у меня не было, в свою сторону я слышала здесь только хорошее. Простой народ очень дружелюбен и никто не хочет сложностей. Все это политические игры. Я думаю, нужно оставить их политикам.