Женский протест и андеграундные поэты: премьера двух белорусских фильмов

Год назад девятого августа начались выборы президента Беларуси, которые обернулись массовыми протестами, а затем – столь же массовыми репрессиями в стране. На улицы начали выходить несогласные с итогами ЦИК, а милиция начала подавлять протестующих. Тысячи активистов были задержаны, более 600 получили уголовные дела, множество людей покинули Беларусь.

Обе картины будут в эфире 20 сентября в 22:00 по московскому и минскому времени.

"Родина – она моя"

Кадр из фильма "Родина – она моя"

Название фильма неслучайно отсылает к уроку русского языка в начальной школе. Местоимения «он мой/она моя» используют для того, чтобы определить мужской или женский род существительного. "Родина" – женского рода, одна из главных героинь фильма – школьная учительница, задержанная во время протестов 2020 года. Она и ее подруги, женщины предпенсионного и пенсионного возраста, рассказывают о том, почему вышли на улицу и не смогли остаться в стороне. Две другие героини – молодые художницы из поколения тех, кто родился в перестройку. В объективе камеры женщины разных возрастов – матери, дочери и бабушки. Все они вышли на мирный протест с цветами и красно-белыми флагами.

Истории этих женщин смонтированы с кадрами документальной хроники женского протеста, некоторые из них шокируют и вызывают ощущение физической боли, другие потрясающе лиричны и духоподъемны. Камера запечатлевает следы побоев на лицах протестующих, только что выпущенных из изолятора. В какой-то момент в кадр попадает пушистый уличный кот, ластящийся к ногам одной из женщин, дежурящей у стен тюрьмы. В другом эпизоде пожилая женщина дарит маленькой девочке белорусский флаг, связанный крючком. А в финале мы видим живые и сомневающиеся глаза юного омоновца в балаклаве. В этих кадрах надежда, которую так редко передают новостные сводки и сухая хроника событий в Беларуси.

Кадр из фильма "Родина – она моя"

О своей документальной картине автор говорит так: "В этом фильме я искала причины мирного женского протеста в Беларуси, который стал ответом на жестокость. Это истории белорусских женщин, которым пришлось доказывать, что родина принадлежит им, их детям и внукам. Это фильм про страну, где людей лишили права голоса, где даже молчать стало опасно".

Картина будет доступна на сайте с 20 по 27 сентября.

"Стихи из болота" (режиссер Дмитрий Дедок)

Кадр из фильма "Стихи из болота"

Режиссер Дмитрий Дедок снимает андеграундное кино с середины 2010-х годов. Его интересуют люди на обочине культуры, маргиналы, бомжи, бандиты, бывшие заключенные. Так, один из героев "Стихов из болота" уже ранее появлялся в его полнометражной картине "Между небом и землей". Это поэт Петя, который многие годы провел за решеткой психиатрической больницы для преступников. Герой другой короткометражки "Дима" – вор-рецидивист с собственным представлением о правде и справедливости.

Героями короткометражного документального фильма "Стихи из болота" стали андеграундные поэты и поэтессы, зачитывающие стихи собственного сочинения на камеру. Среди них те, кого не встретишь на типичном поэтическом вечере. Например, сапожник Коля, которого режиссер описывает так: "Николай всегда был лидером. В шестом классе он первый начал пить вино, чему обучил его дядя Вова, а Коля, в свою очередь, передал знание однокашникам. После он три года был вокалистом рок-группы "Летающая жопа", не давшей ни одного концерта" (цитата из фейсбука режиссера).

Кадр из фильма "Стихи из болота"

Первая часть картины снята до, вторая – после 9 августа 2020 года. Как изменились стихи после протестов, может ли поэт остаться в стороне от политики? "Стихи из болота" в авангардной форме отвечают на этот фундаментальный вопрос. Одна из героинь читает стихотворение, в котором идентифицирует себя с тонким деревом. В следующем кадре поэт, одетый в черную балаклаву и милицейскую форму, ломает молодую березку, повязанную белыми и красными лентами. Затем в кадре появляются нацисты, избивающие крестьянского поэта, а в финале субтильный юноша исполняет самую пронзительную песню из репертуара поп-идола 90-х Шуры. В новом контексте знакомые строки: "Руки твои сильные – ты защити слабого. Мысли твои верные – ты научи глупого" – звучат как настоящий гимн протеста против диктаторского режима Лукашенко.