Кто может победить на "Евровидении". Оценка музыкального критика Артура Гаспаряна

Ваш браузер не поддерживает HTML5

В Киеве завершился первый полуфинал музыкального конкурса "Евровидение". Из 18 участников право на дальнейшие выступления получили исполнители из Молдовы, Швеции, Португалии, Азербайджана, Польши, Греции, Армении, Кипра, Австралии и Бельгии.

Не прошли полуфинал певцы из Грузии, Албании, Черногории, Финляндии, Исландии, Чехии, Словении и Латвии.

В киевской студии Настоящего Времени музыкальный критик Артур Гаспарян назвал свою оценку организаторам конкурса, а также оценил шансы участников "Евровидения".

— Сейчас наступит момент, когда очень многие уважаемые люди, стыдливо скрывающие то, что они следят за "Евровидением", бросятся в своих социальных сетях и в обычной жизни обсуждать его итоги. Так всегда происходит с "Евровидением", это удивительный конкурс, его никто не смотрит, но все знают, кто победил.

— Абсолютно точно, такова судьба. Но в последнее время уже, по-моему, и не скрывают, что следят за "Евровидением". "Евровидению" удалось совершить такой кульбит удивительный и стать не только музыкальным событием, событием музыкальной хроники и "конкурсом для домохозяек", как это было принято раньше считать. Он разросся до неких политических актуальных трендов, бурных скандалов. И теперь многие люди могут оправдываться тем, что они следят за конкурсом не потому, что им нравится музыкальный формат, а потому что его сопровождает столько политизированных музыкальных скандалов.

— Со звериным выражением лица подсчитывают голоса из стран, которые считают для себя дружелюбными или нет.

— Да, это очень большое, самое захватывающее, наверное, мероприятие после окончания конкурса, когда начинается разбор полетов и анализ этих баллов, кто кому и, главное, за что дал. И, как правило, самым последним аргументом "за что" выступает сама песня и сам номер.

— А также, я думаю, что сейчас, как после любого "Евровидения", должны появиться разговоры о том, куда катится Европа. Это ведь одно из самых любимых выяснений в русскоязычном мире после всех конкурсов "Евровидение" последних лет. Я хотел у вас спросить: а куда катится? Какие эпатажные исполнители приехали на этот конкурс, которые могут удивить зрителя, как вы считаете?

— В этом году Кончитой Вурст выступает исполнитель из Черногории. Извините, я не все имена запомнил, и многие не запоминают до момента, когда уже финал и когда объявляется победитель. Правда, конечно, имя Кончиты Вурст знали все с самого начала, видимо, нужно быть очень ярким исполнителем, чтобы тебя сразу запомнили, обычно по странам принято говорить.

Это, кстати, еще один такой аргумент к тому, почему "Евровидение" при всем при этом вызывает такой огромный интерес – потому что вот здесь специально провоцируется этот дух соревнований не столько артистов и песен, сколько стран, которые друг с другом, в том числе на песенном ристалище, сошлись, и каждая из них показывает, на что она способна. А вот этот дух национального единения – это очень продуктивный с точки зрения шоу-бизнеса и привлечения массово такого интереса инструмент. Так вот человек из Черногории, артист очень смешной, он работает Кончитой Вурст.

— Славко Калезич его зовут (интервью вышло в эфир до подведения итогов первого полуфинала – НВ).

— То есть формально не женщина с бородой, но юбка присутствует, борода присутствует, к бороде еще, помимо всего, присутствует коса длиннющая. Собственно говоря, это, наверное, рекорд "Евровидения", так же, как и красная дорожка в Киеве, которая самая длинная, как мы узнали. Если в Москве, например, на "Евровидении" была самая длинная барная стойка в Евроклубе, где стояли чаны с черной икрой, здесь самая длинная дорожка и самая длинная коса у черногорского участника. Но сможет ли он снискать те же лавры, что в свое время Кончита Вурст, у меня, например, большое сомнение, чего-то не хватает в этом человеке, хотя он нас всех очень веселит.

— А почему букмекеры ставят на Италию?

— Букмекеры вообще всегда на что-то ставят и на кого-то ставят. Почему они ставят – нужно, наверное, их спросить, но обычно к ставкам букмекеров всегда очень прислушиваются, я так подозреваю, что это очень хорошо выверенный некий механизм по продвижению в шоу-бизнесе, у меня тоже есть такое подозрение, и не все так просто, не так просто делаются эти ставки, как мне кажется.

— Есть какая-то песня, которая к вам привязалась? Я почему, собственно, спросил про букмекеров, я подумал, что вы сейчас скажете: "Да это же такая мелодия" и напоете ее сразу.

— Во-первых, у меня со слухом большие проблемы, несмотря на то, что я музыкальной журналистикой занимаюсь, но не даровала мне судьба и природа слух, я не могу ничего напеть. Только, может быть, из чего-то самого-самого такого уж очень давно известного типа "Миллион алых роз".

— Артур, я тоже не могу, но всегда пытаюсь.

— Песенка, я бы не сказал, что она из той серии песен, как у Верки Сердючки была в свое время песенка, до сих пор никто не может все-таки понять, как она на самом деле называлась – то ли "Russia goodbye", то ли "Lasha Tumbai", но тем не менее все ее напевали, это было очень весело.

Эта песня не такая, но образ, как любит выражаться и говорить о причинах успеха того или иного исполнителя Алла Пугачева: "Если нет хита, то должен быть хит образа". Вот итальянец – это хит образа, это очень яркий живой номер, это очень динамичный музыкальный номер, при всем при этом это удачно найденная фишечка с этим движением – танцем маленьких обезьянок, который практически превратился уже в мем "Евровидения", и многие это повторяют. Это все такой шум, который вокруг всей этой истории возник.

В нем есть некоторое такое задиристое бахвальство, вы знаете, поэтому этот человек очень выгодно отличается от такой евроформатно однообразной музыкальной массы, которая в массе своей (извините за тавтологию) часто составляет основу творческого музыкального материала на "Евровидении". Поэтому неудивительно, что многие клюнули, зацепились за итальянца и стали делать на него ставки, и поэтому он сейчас №1. В последнее время ставки букмекеров часто сбываются. Не всегда, но практически победителей они угадывали.

— Что там по России, не скучают ли на конкурсе?

— По конкурсу, вы хотите сказать, не скучают ли?

— В России, наверное, по конкурсу скучают, а на конкурсе по российским исполнителям не скучают?

— Вы знаете, у меня тоже из России, кстати, очень многие спрашивают об этом: а как вот здесь? В России есть такое впечатление, что сейчас все здесь сидят и только и говорят о том, как же не приехала сюда Россия с Юлией Самойловой, не доехала. Нет, такого здесь нет. Это было на каком-то этапе таким горячим информационным пирожком, но сейчас уже все заняты своими проблемами.

— И важный вопрос вам, как человеку, который не первый конкурс видит и далеко не только "Евровидение": как вам организация конкурса, как бы вы ее оценили? Организация, настроение, ощущение?

— В Киеве очень много скандалов, вы это знаете, я думаю, без меня расскажете, по поводу именно подготовки к конкурсу, не организации.

— Бог с ним, она закончилась. Вот сейчас внутри.

— Есть свои шероховатости. Я бы поставил твердую четверку, все нормально, все в обычных трендах "Евровидения".

— Люди довольны, что делают, как проводят время?

— Люди какие?

— Люди, которые приехали в гости на "Евровидение".

— Вы имеете в виду тех, кто аккредитован на "Евровидение"? Те, кто аккредитован на "Евровидение", они, собственно говоря, практически с утра до вечера находятся непосредственно на арене, в Международном выставочном центре, который переделан под арену. Кто-то занимается подготовкой технической, журналисты, соответственно, занимаются в пресс-центре своей обычной журналистской работой: освещением, интервью, встречами, посещениями репетиций, пресс-конференций. А в свободное от работы время, слушайте, Киев всегда был городом, который, не выставляя этих больших лозунгов таких праздничных "Сделаем наш город удобным для жизни", он всегда был городом, удобным для жизни, где была масса возможностей провести свободное время.