Умер Умберто Эко - итальянский ученый-филолог, философ, литературный критик и писатель. Ему было 84 года.
О смерти Эко сообщает газета La Repubblica.
Всемирную известность Умберто Эко принесли его романы "Имя розы", "Маятник Фуко", "Остров накануне" и др. Эко был также автором множества научных трудов по филологии, эстетике, истории искусства и философии, в том числе "Открытое произведение", "Отсутствующая структура", "Шесть прогулок в литературных лесах".
Умберто Эко родился в 1932 году в городе Алессандрия рядом с Турином. Он окончил Туринский университет, где изучал средневековую литературу и философию.
Свой первый роман - "Имя розы" - Эко опубликовал в 1980 году. Эта книга впоследствии стала самым известным его литературным трудом и была экранизирована в 1986 году. Главную роль в фильме сыграл Шон Коннери.
Седьмой и последний роман Умберто Эко - "Нулевой номер" - был опубликован в январе 2015 года.
Сам Эко считал писательскую деятельность не самой важной частью своей жизни. "Я философ. Я пишу романы только по выходным", – говорил он.
Эко в 1988 году основал департамент коммуникаций в Университете Сан-Марино. Он преподавал теорию культуры и эстетику в университетах Милана, Турина и Флоренции.
Эко был одним из последних европейских интеллектуалов, понимавших связь изящной словесности с фундирующей ее философией.
Вот отрывки из "правил жизни" Умберто Эко, опубликованных в журнале Esquire:
"МОЙ ОТЕЦ БЫЛ БУХГАЛТЕРОМ, а его отец — типографом. Мой отец был самым старшим из тринадцати детей, а я был его первым сыном. Моим первым ребенком также был сын, и аналогичным образом сын был первым ребенком моего сына. К чему я это? Если вдруг выяснится, что семья Эко происходит от византийских императоров, мой внук будет считаться дофином (наследник королевского престола. — Esquire).
МОЙ ОТЕЦ В ЮНОСТИ был большим любителем книг. Но у его родителей было 13 детей, семья едва сводила концы с концами, и покупку книг мой отец позволить себе не мог. Тогда он стал читать в уличных киосках. Подходил, брал с прилавка книгу и начинал читать до тех пор, пока хозяин не гнал его прочь. Тогда он переходил к следующему киоску, открывал книгу на той странице, где остановился, и продолжал читать. Я очень дорожу этим воспоминанием — его упорной погоней за книгами.
КОГДА МОЙ ДЕД ВЫШЕЛ НА ПЕНСИЮ, он занялся переплетением книг на заказ. Старинные, прекрасно иллюстрированные издания Готье и Дюма лежали у него дома повсюду. Это были первые книги, которые я увидел. Когда он умер, в 1938-м, многие владельцы книг не стали забирать свои заказы, и книги просто сложили в огромный ящик, который вскоре оказался в родительском подвале. Время от времени меня посылали туда — за углем или за вином, — а я только и ждал этого".
Европейской культуре будет трудно, очень трудно без Умберто Эко.