Ссылки

Новость часа

"Каждый день доказываешь, что работаешь не хуже коллег-мужчин". Читательницы Настоящего Времени рассказывают о сексизме на рабочем месте


Фото -- иллюстративное
Фото -- иллюстративное

Меньше 1% женщин в мире могут рассчитывать на полное гендерное равенство. Об этом говорится в последнем докладе ООН. Другое исследование, выпущенное в середине июня, показало: 9 из 10 опрошенных по всему миру все еще с предубеждением относятся к женщинам. Сексизмом пронизаны многие сферы жизни, в том числе профессиональная. Из-за этого женщинам постоянно приходится доказывать, что они достойны быть на своем рабочем месте. Но иногда сексизм и даже буллинг со стороны коллег-мужчин вынуждают женщин уходить с работы или вовсе менять сферу деятельности.

Настоящее Время записало рассказы читательниц из России и Беларуси, которые сталкивались с сексизмом на рабочем месте. Своими историями поделились врач, администратор салона красоты и слесарь.

Увольнение за замену воды в кулере

Клементина столкнулась с сексизмом около 8 лет назад. Она тогда работала администратором в петербургском салоне красоты. "У нас был очень неадекватный начальник, который любил всех увольнять. Он себя мнил доктором Хаусом и очень любил в подобной стилистике общаться с людьми", – вспоминает Клементина.

По ее словам, внезапные увольнения были стандартной практикой в салоне. Потом начальник остывал и звал уволенных на работу снова. Обычно это происходило в конце того же рабочего дня.

Клементину он уволил после того, как она самостоятельно поменяла воду в кулере. "[Начальнику] это страшно не понравилось, – рассказывает она. – Он сказал, что я веду себя не как женщина. Якобы я должна была "позвать кого-то из мальчиков", чтобы они поменяли воду. Я упорно не понимала, почему я должна была кого-то просить о помощи, если я сама могу справиться с задачей. На это мне ответили: "А потому что ты женщина. Веди себя соответственно".

Это был не единственный случай, когда начальник позволил себе сексистские высказывания в адрес сотрудниц салона. Клементина рассказывает, что он с пренебрежением относился ко всем работникам, но женщинам от него доставалось больше всего. По ее словам, начальник часто отпускал неуместные шутки или делал неподобающие замечания.

"У меня была короткая стрижка, и он периодически подшучивал по этому поводу. Я к тому же была феминисткой и открытой лесбиянкой, об этом все знали. Так что поводов для шуток было много", – делится Клементина.

Спустя какое-то время после увольнения ей позвонили со словами: "Выходи на работу, твоя смена завтра". Так она вернулась в салон и проработала там еще несколько лет.

Женщина в "мужском" мире хирургии

Юлия уже пять лет работает хирургом в Германии. С сексизмом она начала сталкиваться еще во время учебы в медицинском университете в Москве. "Будучи женщиной, было очень сложно попасть в операционную. Нужно было быть особенной и сильно хорошо учиться или иметь какие-то связи. К тому же такое отношение к студенткам подкреплялось постоянными комментариями в стиле "женщина-хирург – это и не женщина, и не хирург". Было неприятно все это слышать", – вспоминает Юлия.

С самых первых дней в университете она поняла, что медицина остается традиционно мужской сферой. Но так как она всегда мечтала стать хирургом, сомнений в выборе профессии у нее не возникало.

"Ты даже когда идешь по университету или больнице, постоянно слышишь: "Врач кого-то спас", "Профессор сделал то-то". Я никогда не слышала таких историй про врачей-женщин", – говорит Юлия.

Она тут же добавляет: есть, конечно, медицинские специальности, где традиционно много женщин. Например, их много среди терапевтов, кардиологов, неврологов и гинекологов. Однако есть сферы, которые традиционно считаются мужскими. Хирургия относится как раз к ним.

Юлия вспоминает, что в начале учебы около половины студентов из ее группы хотели стать хирургами. В итоге она единственная женщина со всего потока, кто работает в этой сфере.

"Это обычная практика. На выпуске в хирургии всегда минимальное число женщин. Это сопряжено с борьбой за место и за право голоса", – отмечает Юлия.

Несмотря на трудности, говорит Юля, она любит свою работу: "Я пришла в операционную, прооперировала и понимаю, что, если все прошло нормально, человек вылечится. Все у него будет хорошо. Это очень быстрый, видимый результат. Меня эта часть работы вдохновляет и мотивирует".

Сложности же, с которыми ей приходится сталкиваться, вызывают у нее чувство злости и желание их скорее преодолеть. "Да, бывает обидно, – признается Юлия. – Но тут важно дать себе четкий ответ на вопрос – готов ты к тому, что придется работать больше, чем твоему коллеге-мужчине, или нет. Потому что иначе у тебя ничего не выйдет. Нет времени, чтобы тратить его на обиды. Ты же все равно каждый день должен выбирать хирургию, каждый день доказывать, что ты можешь работать не хуже, а то и лучше, чем твои коллеги мужского пола".

В Германии Юлия работает в университетской клинике. Ведет своих пациентов, постоянно проводит операции, но с сексизмом продолжает сталкиваться ежедневно.

По ее словам, в Германии все хорошо регулируется только на бумаге. В хирургию действительно приходит все больше женщин. Им предлагают разные формы поддержки: специальные курсы, дополнительные квоты. Однако и в сознании пациентов, и в глазах начальства Юлия все еще остается "женщиной в мужской профессии". Хотя бы раз в неделю к ней кто-то из посетителей клиники обращается как к медсестре, хотя у нее другая форма, а на бейдже указано, что она врач.

"Недавно у меня была встреча с профессором. Он задавал мне вопросы о том, где я вижу себя через 10 лет. Это стандартная практика в Германии, – объясняет Юлия. – Речь идет о том, хочешь ли ты заниматься научной работой дальше или нет. Я сказала как есть: что пока не знаю. Мне на это ответили: "Ах да, конечно, у тебя же ребенок". Никто не скажет такого мужчине: мол, ты не можешь быть успешным в работе, если у тебя есть ребенок. Для меня эта ситуация была очень показательной: тебе всегда укажут на твое место – ты должна быть либо матерью, либо работающей успешной женщиной. То есть не можешь ты быть и с ребенком, и с профессорским стажем".

"Оценки ставят за смазливое лицо"

Анна (имя изменено) родом из Беларуси. Она столкнулась с сексизмом, когда училась в колледже на слесаря-ремонтника. Анна была единственной девушкой в группе, и из-за этого над ней постоянно подшучивали преподаватели и однокурсники.

Пойти учиться на слесаря она решила из практических соображений. Анне казалось, что это перспективная сфера, в которой можно добиться большого заработка. К тому же несложно найти работу в любой точке мира.

"Однокурсники постоянно говорили, что мне ставят оценки за большую грудь и смазливое лицо, хотя мои знания были уровнем выше половины из них", – вспоминает Анна.

Еще во время учебы она начала подрабатывать на заводе. На практике ей было проще закрепить материал, который они изучали в колледже. "Начальник цеха всегда говорил, что в меня не верит, что я "насосу" на разряд. Как итог: у меня 5-й разряд слесаря-ремонтника, который я не "насосала", – рассказывает Анна.

В 2020 году после массовых протестов она уехала из Беларуси. Начальство поддержало Лукашенко, а Анна была не согласна с официальными результатами президентских выборов. В итоге она переехала в Россию.

Из-за сексизма, с которым она сталкивалась на своей работе, Анна была вынуждена сменить сферу деятельности. Сейчас она устроилась барменом.

Напишите нам на почту ask@currenttime.tv, если хотите поделиться своей историей. В теме письма укажите "История о сексизме на рабочем месте".

XS
SM
MD
LG