Ссылки

Новость часа

"Да здравствует свобода!" 80 лет назад в Мюнхене были казнены участники немецкой группы Сопротивления "Белая роза"


"Белая роза" – группа участников Сопротивления, действовавшая в нацистской Германии. Она была образована студентами Мюнхенского университета, к которым также примкнул профессор философии Курт Хубер. Действовала с июня 1942-го до февраля 1943 года. Название выбрано по роману "Белая роза" писателя Бруно Травена.

Члены группы писали листовки с призывами присоединиться к борьбе с гитлеровским режимом. Листовки копировались на гектографе и рассылались по адресам, произвольно выбранным из телефонного справочника, а также вкладывались в сами справочники в случайном порядке. Целью акции было противодействие государственной пропаганде. На пике активности тиражи листовок доходили до 6000 экземпляров.

Со временем группа решила, что нужно перейти к более активным действиям. Третьего, восьмого и 15 февраля 1943 года членами "Белой розы" Александром Шмореллем, Гансом Шоллем и Вилли Графом на стенах университета и других зданий в Мюнхене были нанесены надписи: "Долой Гитлера" и "Свобода".

Курт Хубер. Казнен 13 июля 1943 года
Курт Хубер. Казнен 13 июля 1943 года

18 февраля 1943 года, после поражения в Сталинградской битве, участники организации напечатали листовки с призывом к восстанию. Софи Шолль пронесла их в университет и оставила в фойе. Несколько оставшихся листовок она бросила с балкона студентам, находившимся внизу. Это увидел охранник и вызвал гестапо.

Ганса и Софи арестовали и судили на чрезвычайном заседании Народного суда 21 февраля 1943 года. Их, а также Кристофа Пробста признали виновными и на следующий день казнили на гильотине. Последними словами Ганса Шолля были: "Да здравствует свобода!"

Площади перед главным зданием Мюнхенского университета названы именами брата и сестры Шолль и профессора Хубера. В мюнхенском студенческом городке все улицы носят имена участников "Белой розы". В 1980 году баварским отделением Биржевого союза немецкой книготорговли и городом Мюнхен в честь Ганса и Софи Шолль была учреждена литературная премия, отмечающая моральную, интеллектуальную и эстетическую смелость.

Также памяти участников группы посвящен ряд фильмов. Рассказываем о них в хронологическом порядке.

"Белая роза" (1982)

Фильм открывает эпиграф из второй листовки "Белой розы": "Когда люди объединятся, то в последнем рывке мы можем сломать эту систему".

История начинается в мае 1942 года, когда Софи Шольц (Лена Штольце) приезжает учиться в Мюнхенский университет. Первая половина ленты окрашена в безмятежные тона: празднование дня рождения, велосипед, утыканный свечами пирог, концерт на траве, много смеха, юношеского дурачества, взаимная влюбленность Софи и Фрица (Ульф-Юрген Вагнер).

Настроение меняется, когда часть членов группы в качестве рядовых студенческой роты, среди них и Ганс Шольц (Вульф Кесслер), попадает на Восточный фронт и видит масштаб бедствий, вызванных войной. Режиссер Михаэль Ферхевен и сценарист Марио Кребс показывают "Белую розу" как молодых идеалистов, веривших, что их памфлеты вдохновят немцев на массовое неповиновение режиму и что верхушка рейхсвера уже готова сместить Гитлера. Их программа в равной степени далека от левых либо правых крайностей и в отдельных моментах даже поэтична: "разумный социализм", федеративное устройство послевоенной Германии, "каждый человек имеет право на земные блага".

Софи приходит в уже действующую группу, хотя Ганс поначалу не очень приветствует самую идею участия сестры. Деятельность "Белой розы" отображена как адреналиновое состязание с неповоротливым режимом, а провал – как трагическая случайность. На нападки обвинителей Софи отвечает своим приговором: "Ваши головы тоже слетят".

В эпилоге Ферхевен и Кребс подчеркивают, что после войны Высший суд ФРГ заново рассмотрел дело и нашел обвинения членов группы принадлежащими к сфере обычного права и, как следствие, смертные приговоры – незаконными. В то же время нацистские судьи "по прошествии времени не могут быть подвержены репрессиям", а приговоры Софи, Гансу и их товарищам на момент выхода картины оставались неотмененными.

"Белая роза" отмечена высшей кинематографической наградой Германии – Немецкой кинопремией – в категориях "Лучшая женская роль" и "Выдающийся полнометражный фильм".

"Последние дни Софи Шолль" (2005)

В фильме Марка Ротемунда история начинается уже 18 февраля, в день, когда Ганс (Фабиан Хинрихс) и Софи (Юлия Йенч) были арестованы в Мюнхенском университете по доносу охранника. Режиссер детально, едва ли не почасово показывает завершение жизни Софи. Однако нельзя сказать, что "Последние дни" – беспросветная драма.

Центральный конфликт фильма – противостояние Софи и следователя гестапо Роберта Мора (Геральд Александр Хельд). Ротемунд не пытается излишне героизировать протагонистку: Софи – живой человек, она испытывает страх, у нее бывают моменты слабости, но в своих убеждениях она непреклонна. "Твердый дух, мягкое сердце" – так говорит о ней Ганс. Мор же, при всем его сочувствии и попытках спасти Софи, готов совершить что угодно по приказу системы.

Картина получила множество наград, в частности "Серебряных медведей" Берлинале за лучшую режиссуру и лучшую женскую роль, три премии Европейской киноакадемии, три Немецких кинопремии и номинацию на "Оскар" как лучший фильм на иностранном языке.

"Белая роза". Ганс и Софи Шолль" (2011)

Это документальное исследование выпущено по заказу религиозной организации Net For God. Режиссер Сильвер Ленг вел съемки как в Мюнхене, так и в городке Форхтенберг, где родились Софи и Ганс. Среди комментаторов – журналистка Аннет Браунляйн, подруга семьи Шолль Рената Дек, председательница фонда "Белая роза" доктор Хильдегард Кронавиттер, один из выживших участников группы – Франц Йозеф Мюллер, отвечавший за снабжение марками и конвертами.

Ленг раскрывает множество малоизвестных фактов из жизни лидеров "Белой розы". В частности – детское увлечение Софи и Ганса национал-социализмом (скорее как забавной игрой) и их разочарование после прихода нацистов к власти. Отец семейства Роберт Шолль (занимавший одно время пост мэра города Форхтенберг) всячески поощрял диалог как способ обсуждения самых сложных вопросов – и это во многом сформировало убеждения его детей уже во взрослой жизни.

XS
SM
MD
LG