Ссылки

Новость часа

Решится ли Венесуэла напасть на Гайану, которую поддерживают США? И как аппетиты Мадуро связаны с войной в Украине? Отвечает эксперт


Решится ли Мадуро напасть на Гайану, которую поддерживают США? И как аппетиты Венесуэлы связаны с войной в Украине? Отвечает эксперт
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:02:44 0:00

Решится ли Мадуро напасть на Гайану, которую поддерживают США? И как аппетиты Венесуэлы связаны с войной в Украине? Отвечает эксперт

Не спадает напряжение на границе Венесуэлы и Гайаны. Армии обеих стран находятся в боевой готовности. Также своих военных в зону возможного вооруженного конфликта перебросила Бразилия. США выразили Гайане, бывшей британской колонии в Южной Америке и единственной англоговорящей стране региона, "безусловную поддержку".

Третьего декабря в Венесуэле провели референдум, на котором гражданам страны
предлагалось проголосовать за аннексию двух третей соседней Гайаны. Эту территорию оспаривают еще с конца XIX века, когда получившая независимость лишь в 1966 году Гайана была колонией Великобритании. Спорный регион называется Эссекибо, это джунгли, богатые древесиной и минералами. Но Венесуэлу интересует не сама земля, а прибрежные воды Гайаны, где в 2015 году обнаружили крупные залежи нефти. В октябре 2023 года стало известно, что восемь компаний, в том числе иностранные — французская, нигерийская, американские и китайская — получили право на ее разработку и добычу. Благодаря нефти бедная Гайана с населением 800 тысяч человек может превратиться в одну из самых богатых стран региона. На референдуме, как утверждают власти Венесуэлы, 95 процентов голосовавших выступили за присоединение большей части соседней страны. Независимо подтвердить результаты референдума Настоящее Время не может. Ряд политиков уже обвинили власти в фальсификации.

С момента оглашения результатов голосования каждый день появляются новости о шагах, которые предпринимает президент Венесуэлы Николас Мадуро, чтобы забрать Эссекибо под свой контроль. Например, он одобрил выдачу венесуэльских паспортов жителям спорного региона. Из-за нефти 200-летний территориальный спор вышел на новый уровень. Возможна ли война между Венесуэлой и Гайаной, и чего добивается Мадуро — об этом Настоящее Время спросило у эксперта по Латинской Америке Елены Богуш.

– Придумайте такую абсурдную ситуацию, мягко говоря, что одна большая страна проводит референдум с целью спросить у своих граждан: "Не хотите ли вы присоединить две трети маленькой соседней страны?" – это как-то не только в голове, но и в международном праве не укладывается.

Здесь вопрос такой, если говорить о международной ситуации. У Венесуэлы 28 млн населения, у Гайаны 800 тысяч – у Венесуэлы армия раз в 30 больше, поэтому она справится с этой задачей без всяких проблем. А что будет дальше, как на это посмотрят союзники Венесуэлы, такие как Куба, Россия, Китай или Иран – я не знаю, насколько они поддержат такие открытые действия.

У Гайаны тоже есть свои союзники – это бывшая британская колония. Нефть там добывают крупнейшие американские компании. Поэтому предположить, что Венесуэла без международной поддержки вступит в открытое военное противостояние со страной, за которой могут стоять такие союзники, очень сложно. Пока что все в основном молчат или говорят: "Пожалуйста, давайте решать этот вопрос мирно". Будем надеяться на то, что он решится мирно.

С тех пор как стали ослабевать санкции, Венесуэла начала продавать нефть Соединенным Штатам и так далее, начались переговоры о том, что это все не просто так. Были переговоры о том, чтобы Мадуро допустил к выборам оппозицию, потому что в октябре в Венесуэле были праймериз оппозиции.

Самый лучший способ отвлечь внимание – переключить его на другую тему, которая у Венесуэлы вечная, такая родовая травма: "Это наша земля, у нас ее забрали англичане еще в начале XIX века". Тут патриотизм, национализм. Неважно, что там оппозиция, давайте лучше поговорим о том, что наше.

XS
SM
MD
LG