Ссылки

Новость часа

Кленовары из Сосновки: как в пензенском "Квебекове" прижился североамериканский промысел


В Пензенской области, вдоль берега реки Хопер, куда добраться можно только на вездеходе, растет лес. Если зайти внутрь, можно увидеть тысячи деревьев, будто огромной паутиной, оплетенные трубками, по которым течет прозрачная жидкость. Это кленовый сок, который нужен для производства кленового сиропа. Таких лесов немало в США и Канаде. Но для России и всего бывшего СССР эта технология в диковинку. Здесь привыкли собирать сок деревьев вручную. Чтобы сварить литр кленового сиропа, нужно целых 65 литров сырья. И без канадских технологий он получился бы золотым. В Северной Америке производство этой природной сладости кормит десятки тысяч людей, живущих в сельской местности. Вот и для пензенской Сосновки сироп стал спасением. Производство необычного для России продукта стало оживлять окрестные села и деревни, давая надежду их людям, которые прозвали свой райцентр "Квебеково" – по аналогии с канадской провинцией Квебек, мировым лидером в производстве сладкого продукта.

Основатель кленоварни Александр Анашин родился и вырос в Москве. Работал в фуд-консалтинге, консультировал отели и рестораны по вопросам подбора меню. Однажды отец предложил Саше самим попробовать сделать кленовый сироп.

"Мы получили что-то сладкое. Мы тогда не очень разбирались в натуральном кленовом сиропе, но понимали, что то, что мы сварили, точно из нашего клена и оно чем-то похоже на сироп", – вспоминает Александр.

В Бековском районе Пензенской области прошло Сашино детство. Сюда летом он много лет ездил к бабушке. Возможно, именно поэтому, услышав про диковинное производство, жители Сосновки и соседних сел доверились Александру и пришли ему на помощь.

Сезон сбора сока начинается зимой, в феврале, а заканчивается в конце апреля. "Мы собираем ежедневно около ста тонн сока. И раньше все эти сто тонн мы перерабатывали на обратном осмосе, везли и варили уже там. А сейчас это происходит уже здесь, как в Канаде. То есть мы варим прямо в лесу", – делится Александр.

В России нет традиции собирать кленовый сок. Кленовый сироп – лакомство, популярное в Северной Америке, где сок клена с достопамятных времен варили аборигены-индейцы. Сегодня Канада добывает ежегодно десятки миллионов литров сока. Так что перенимать промышленный опыт Александр отправился именно туда. "Они показали нам технологию, показали нам процесс, показали трубки, и там мы обрели весь технологический комплекс. Он приехал к нам из Канады. В нашей стране сейчас есть специалисты по монтажу и обслуживанию систем по сбору древесных соков. Любых – кленовых, березовых. И все они находятся здесь – в Бековском районе. Жители села Сосновка – это профессиональные кленовары", – рассказывает Александр.

Добыча кленового сока оказалась делом невиданным не только для будущих работников, но и для чиновников, которые никак не могли отыскать для такого рода деятельности нужную категорию аренды леса. Но настойчивость семьи Анашиных помогла внести изменения в действующие регламенты.

Сейчас у кленоварни в аренде несколько участков леса, опутанных "сокопроводами" и соединенных подземной магистралью с "основной базой", которая тоже находится в лесу. За один рабочий день через специальные бассейны проходит до ста тонн кленового сока. Отсюда сок, проходя через водоотделяющий фильтр, отправляется в огромную печь, где варится и превращается в густой сироп. Из шестидесяти пяти литров местного сока получается всего один литр кленового сиропа.

Готовый продукт везут на розлив в поселок Сурки. Ирина Шишкова, специалист по розливу сиропа, рассказывает, что три года назад и представить себе не могла, чем будет заниматься. По ее словам, в последнее время Сосновка медленно умирала. "Сейчас заказов очень много пошло. Люди распробовали. Люди же не знали, что такое кленовый сироп", – говорит Ирина.

"Раньше здесь было большое село. Здесь жили люди. Потом начали уезжать. Остаются одни старики, пенсионеры. Молодежь рвется в город. Работы нет. Все уезжали в Москву на заработки. А сейчас молодежь сюда возвращается", – рассказывает председатель кооператива "Бековский Кооппродукт" Елена Юдаева.

По ее мнению, здесь создается колхоз нового типа: никакой обязаловки, работает лишь тот, кто хочет зарабатывать. "Они более ответственно относятся ко всему этому. Здесь люди те, которым это нравится. Они чувствуют себя хозяевами на своей земле, они чувствуют себя нужными. Они реально понимают, что они могут зарабатывать", – убеждена Елена.

XS
SM
MD
LG