Ссылки

Новость часа

Супругам из РФ Анастасии Зиновкиной и Артему Грибулю грозит тюрьма в Грузии за наркотики. Что известно о деле и как оно связано с протестами


Дело о наркотиках на протестах в Тбилиси: супругам из России грозит в Грузии пожизненный срок
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:03:48 0:00

Дело о наркотиках на протестах в Тбилиси: супругам из России грозит в Грузии пожизненный срок

Супружеская пара из России Анастасия Зиновкина и Артем Грибуль могут получить пожизненный тюремный срок в Грузии: местная полиция обвиняет их в распространении наркотиков. Супруги вины не признают, и утверждают, что наркотики им подбросили. Они обращают внимание на то, что были задержаны в конце прошлого года в Тбилиси – в самый разгар массовых антиправительственных демонстраций. Тогда грузинская полиция преследовала участников протестов, а пропаганда распространяла истории о том, что протестующие в Тбилиси якобы устраивают акции "под веществами".

История Анастасии и Артема до степени смешения похожа на историю еще одного уехавшего за границу россиянина, Антона Чечина: его также арестовали в Грузии после протестов, но судят по наркостатье. Настоящее Время уже рассказывал о его деле:

Как и Чечин, Зиновкина и Грибуль покинули Россию в 2022 году – после начала полномасштабной военной агрессии против Украины. Тогда супруги еще не были знакомы. Анастасия и Артем познакомились в Армении, где прожили вместе около года. В октябре 2024 года они перебрались в Грузию: решили, что там им будет безопаснее.

Спустя всего два месяца, в конце декабря 2024 года, оба оказались в тюрьме: пару обвинили в хранении и распространении наркотиков.

Российская правозащитница, антивоенная и гражданская активистка Евгения Казанцева, которая тоже живет в Грузии и следит за этим делом, в версию обвинения не верит. Артем и Анастасия вину также не признают.

"После того, как стали известны детали их задержания, мне сразу же стало понятно, что это сфабрикованное дело, политическое, – рассказывает Евгения Казанцева. – Во-первых, их задерживали не по протоколу. Есть записи видеокамер наружного наблюдения, где видно, что их задерживали неправильно: их зачем-то затолкали в машины и досматривали внутри машин, хотя полицейские не должны были так делать".

"Время фактического задержания также не соответствует тому, что указано в протоколе, – перечисляет Казанцева. – Также к ним применялось насилие, хотя они не оказывали сопротивления. Они несколько раз ходатайствовали, чтобы запись их задержания, сделанную камерой наблюдения одного из магазинов, прикрепили к производству, но ее так и не прикрепили".

Правозащитница замечает, что эта запись просто исчезла – несмотря на то, что по правилам должна была храниться в архивах минимум полгода.

Факты нарушений в ходе дела, а также насилия и угроз силовиков в отношении Артема и Анастасии подтверждает их адвокат Шота Тутберидзе.

"Были очень плохие эпизоды насилия: психологического насилия, угроз сексуального насилия в адрес Анастасии, – говорит Тутберидзе. – И во время допроса свидетелей (в суде) Анастасия узнала этих людей. Очень трудно и тяжело смотреть, как обвиняемая, молодая девушка, прямо говорит полицейским-свидетелям: "Это вы угрожали мне изнасилованием!"

"И, к сожалению, мы не видим никакой реакции на эти факты. А полицейские могут вот так прямо смотреть тебе в глаза, и бессовестно, нагло, причем, будучи под присягой, врать", – замечает юрист.

Полицейские утверждают, что во время обысков нашли у Анастасии и Артема около 16 граммов наркотического вещества Альфа PVP. Такое количество в Грузии считается особо крупным размером. Супруги, как и их защита, утверждают, что наркотики им подбросили – за их гражданскую и политическую активность, а также, чтобы дискредитировать антиправительственные протесты.

Напомним, что массовые митинги против правящей партии в Грузии начались в ноябре 2024 года после решения правящей "Грузинской мечты" приостановить процесс евроинтеграции, и продолжаются до сих пор. Они усилились после выборов, победителем которых ЦИК Грузии объявил "Грузинскую мечту": выборы проходили с многочисленными нарушениями.

В Грузии 150 дней идут протесты против властей: "Нет альтернативы, кроме как протестовать и бороться!"
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:03:01 0:00


Анастасия и Артем выходили на митинги в Тбилиси в качестве волонтеров.

"Анастасия и Артем во время протестов на проспекте Руставели (в Тбилиси) бесплатно раздавали демонстрантам чай и кофе. И они, как негрузиноязычные участники акций, сразу же стали мишенью проправительственных пропагандистских СМИ, – рассказывает Евгения Казанцева. – Первым признаком своего рода мести стала информация, которую распространяли пропагандистские СМИ: домыслы о том, что участники акций якобы выходят на них под наркотиками. И уже потом пропагандисты добавили такой пассаж, что наркотики раздают, якобы, граждане России, участвующие в митингах".

"При задержании ей (Анастасии) говорили: зачем вы поддерживаете этих националистов, террористов? Ей сообщали, что они не должны заниматься этим, ходить на митинги, – подчеркивает правозащитница. – При этом Настя не планировала заниматься активизмом здесь (в Грузии). Она хотела наладить свою жизнь, восстановить здоровье. Но когда она увидела, что происходит.... Конкретно она увидела, будучи в кафе, как (силовики) газом начали заливать Руставели. Как одну девушку кто-то толкнул, она упала, и полицейский пробежался по ней, и еще и пнул ее, она эту девушку затащила в кафе, там они откачивали ее".

19-летняя грузинка лишилась глаза при силовом разгоне протестов в Тбилиси
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:02:31 0:00

"И вот после этого она начала спонсировать немножко гуманитарную помощь на местных митингах, покупала физрастворы, марлевые повязки, бинты", – говорит Казанцева.

Анастасии и Артему грозит в Грузии тюремное наказание от 8 до 20 лет, не исключен даже пожизненный срок. Дата вынесения приговора пока неизвестна. Защита пытается добиться изменения им меры пресечения на время судебного процесса с тюремного ареста на домашний: у Анастасии проблемы со здоровьем, а в тюрьме она не получает помощи в полной мере.

"Эти молодые люди уже дважды стали жертвами притеснения. Кроме того, что с ними сделали в Грузии, они также являются политическими беженцами из Российской Федерации, – объясняет адвокат Тутберидзе. – Анастасия несколько раз была задержана на протестных акциях в России. Задерживать активистов на демонстрациях в России начали раньше, чем у нас, и к сожалению, мы сейчас догоняем тренд, заданный Путиным".

"Очень сильно в Грузии сейчас ужесточились настроения, и относительно россиян в том числе, и особенно против антивоенных россиян, которые живут в Грузии. Конечно, нам очень страшно, – признает Казанцева. – Я тоже раньше ходила на митинги, и очень активно оказывала поддержку пострадавшим, медицинскую помощь. Но сейчас я туда практически не хожу: мне не хочется быть задержанной, депортированной или экстрадированной куда-то. Хотя, пока еще такого в законодательстве Грузии нет, но каждый день появляются новые законы".

Кроме Анастасии и Артема обвинения по наркотическим статьям предъявлены еще четверым участникам акций протеста – россиянину Антону Чечину и трем гражданам Грузии. Их адвокаты указывают на схожие обстоятельства во всех этих делах. Все фигуранты были задержаны примерно в одно время, никто и из них вины не признает: все заявляют о подбросе наркотиков.

XS
SM
MD
LG