Соединенные Штаты и Украина подписали так называемую сделку о недрах – соглашение о совместной добыче полезных ископаемых в Украине и создании инвестиционного фонда.
Президент США Дональд Трамп заявил в эфире NewsNation, что в рамках этого соглашения Штаты "помогут защитить страну и предотвратить вмешательство злоумышленников в районы, где будут проводиться работы", а также "теоретически получат гораздо больше, чем $350 млрд" – именно такую сумму, по его словам, предшественник Джо Байден выделил Украине в качестве военной помощи.
Министр экономики Украины Юлия Свириденко рассказала об условиях, которые зафиксированы в документе. В частности, Украина не имеет долгов перед США за оказанную ранее военную помощь, полная собственность и контроль за ресурсами остаются у Киева, госкомпании не будут приватизированы, а первые 10 лет прибыль не делится: все будет направлено на восстановление Украины.
Как отмечал Bloomberg, сделка предоставит США привилегированный доступ к новым инвестиционным проектам по разработке природных ресурсов Украины, включая алюминий, графит, нефть и природный газ. Агентство оценило соглашение как критически важное для того, чтобы Трамп перешел на сторону Украины в переговорах с Россией о прекращении войны.
Госсекретарь США Марко Рубио, который ранее несколько раз предупреждал о готовности Вашингтона выйти из переговорного процесса по прекращению войны России против Украины, заявил в соцсети X, что сделка по недрам – "важная веха на пути к нашему общему процветанию и важный шаг к прекращению этой войны".
После подписания сделки о недрах, Вашингтон уже одобрил – впервые с последней инаугурации Трампа – поставки оружия Украине на 50 миллионов долларов, сообщает Kyiv Post со ссылкой на источники.
В интервью Настоящему Времени советник главы офиса президента Украины Михаил Подоляк рассказал о значении сделки для страны.
"Позиции Украины и Соединенных Штатов в переговорах с Россией о финале войны будут более сильными"
По словам Подоляка, сделка с Вашингтоном "полностью полностью учитывает интересы Украины". Во-первых, четко зафиксированы условия существования инвестиционного фонда, который закрепляет вот это экономическое стратегическое партнерство, а значит и интересы Соединенных Штатов на территории Украины.
Во-вторых, с точки зрения военной помощи: Киеву нужны те виды оружия, которые производят только США.
"Позиции Трампа, не позиции даже Украины, а позиции президента Соединенных Штатов, в возможных переговорах с Россией о финале войны будут намного более сильными. Это соглашение открывает совершенно другую историю в отношении двух сторонних отношений и гарантирует, что Соединенные Штаты будут заинтересованы в стабильности Украины и в соответствующем образе защиты тех же своих активов", – отметил Подоляк.
При этом 10 лет прибыль будет оставаться в Украине и идти на восстановление той инфраструктуры, которая разрушена войной. А сама страна через Соединенные Штаты №получает доступ к огромному рынку прямых инвестиций" и к "высококонкурентным глобальным рынкам", добавил Подоляк.
"Все это буквально будет работать буквально сейчас уже. Я не вижу, что должно быть сегодня препятствием для возможности Украины в рамках соглашения перейти к более четкому и быстрому подписанию новых контрактов на поставки того же оружия. В рамках этого соглашения доступ Украины к американскому оружию будет намного более легким", – подчеркнул советник офиса президента.
Подоляк выразил уверенность, что США предпримет усилия по защите своих активов в Украине.
Риторика о гарантиях безопасности, по его словам, изменилась: "Сегодня они рассматриваются не как гарантии безопасности для Украины, а скорее как гарантии сдерживания России с участием Украины, как гарантии безопасности для Европы, и тут разные опции: и ракетные базы, и контингентные решения. В этом же соглашении главное — что разблокированы возможности, пусть и на коммерческой основе, закупать то критическое, которое необходимо. <...> Нам необходимо масштабирование ударов по европейской части России: когда страны, включая Соединенные Штаты, окончательно поймут, что мягкая дипломатия в отношении России не работает. <...> Чтобы Россия готова была к пониманию, как эту войну финализировать не с запросами "вы нам все отдайте". Как только начнут работать инструменты принуждения и параллельно с этим соглашение о совместной разработке природных ископаемых, мы сможем говорить о гарантии безопасности, потому что они будут финалом этой войны".