Ссылки

Новость часа

"Старая элита не очень рада видеть представителей новой". Кирилл Мартынов – о перспективах участия ветеранов в российской политике 


В России прошли выборы в региональные парламенты, на которых победила "Единая Россия". В них участвовали менее 1400 кандидатов, воевавших в войне против Украины. Это порядка полутора процента от общего числа кандидатов. Ранее президент России Владимир Путин обещал сделать "новую элиту" из ветеранов. Но по факту на выборах военных оказалось во много раз меньше, чем безработных и бюджетников.

Мы поговорили об этом с редактором "Новой газеты Европа" Кириллом Мартыновым.

Главред "Новой газеты Европа" – о перспективах участия ветеранов в политике
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:05:29 0:00

Выборы и ветераны

– Хотя и на уровне Путина и его советников власти России много говорят о том, что якобы создается некая новая элита, что ветераны войны, фактически такая "партия убийц", которых таким образом можно охарактеризовывать, приходят к власти в России на этих выборах, и что якобы их будет еще больше на следующих. Некоторые кремлевские политологи утверждают, что в следующем составе Государственной думы, которая будет в 2026 году избираться, будет до 40 процентов депутатов, которые представляют эту "партию убийц". И вот парадокс заключается в том, что мы сейчас вообще ничего подобного не видим. Мы видим абсолютно холостые усилия государства по раздуванию темы про участие ветеранов войны в политике. А на практике буквально полтора процента участников войны. Это кандидаты на всех уровнях, включая многочисленные муниципальные выборы.

Тут надо задуматься о том, почему такой разрыв между декларациями со стороны государства-диктатора, его советников и политологов и тем, что в реальности происходит на этих так называемых выборах. Мне кажется, так называемая старая элита не очень рада видеть представителей новой в своих рядах. Они расценивают эту ситуацию как такую, которой надо сопротивляться с одной стороны, а с другой, может быть и качество человеческого капитала такое, что этих людей даже нынешнему российскому государству довольно страшно и трудно запускать в политику. Хотя есть отдельные исключения.

Чего опасается власть

Агентство Reuters на прошлой неделе писало, что Владимир Путин опасается возвращения российских военных с фронта, что они могут представлять угрозу его режиму.

– С этой публикацией Reuters попутно появилась статья, которая была подписана [членом Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека] Сергеем Карагановым. У Reuters были анонимные источники, поэтому был большой соблазн сказать, что анонимный источник – это тоже Сергей Караганов, который об этом рассуждает. Караганов жаловался, что использовать все средства в этой войне не получилось. Он идеолог ядерной войны несмотря на то, что у него недвижимость в Европе, это такой как бы российский ученый-международник с радикальными идеями, руководитель в Высшей школе экономики. И самое главное в статье у Караганова то, что он предлагал ветеранов войны отправить осваивать Сибирь. И какое-то ощущение, что у людей, которые даже публично присягнули войне, разделяют ее ценности, высокую тревогу вызывает будущее совместно с этими ветеранами. И вот Караганов уже открытым текстом говорит, что самое главное после войны – это у нас Сибирь, раз "могилизации" не получилось, значит хотя бы в Сибири отправим.

Понятно, что если в России есть какая-то политическая элита, то, очевидно, она понимает опасность окончания войны для стабильности своей власти. Она понимает, что до миллиона человек, которые прошли войну и вернутся в страну, будут новым фактором общественной жизни, которая никому из тех, кто был богат, знаменит и успешен в путинской системе, не понравится. Другое дело, что по-прежнему народу пытаются рассказать идею о том, что самые достойные люди якобы побывали на войне, теперь их надо всячески поддерживать, в частности, отправлять в политику. Думаю, что у самого Путина здесь могут быть вполне амбивалентные настроения. С одной стороны, он хочет пиара и заказывает его. С другой стороны, к нему приходят разные люди с опасениями по поводу будущего поствоенного российского общества.

XS
SM
MD
LG