Ссылки

Новость часа

Ольга Романова рассказала, как украинских военнопленных вербуют в армию РФ: "Хочешь увидеть родных – иди воевать за Россию"


Украинским военнопленным и заключенным предлагают воевать за Россию в обмен на свидания с родными и помилование
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:07:46 0:00

Украинским военнопленным и заключенным предлагают воевать за Россию в обмен на свидания с родными и помилование

Украинских военнопленных, содержащихся в колонии в оккупированной Горловке Донецкой области, отправляют на фронт в составе российских подразделений. Об этом рассказала директор правозащитного фонда "Русь сидящая" Ольга Романова. Она утверждает, что военнопленным и тем, кого в России таковыми считают, предлагают подписать отказ от обмена – ради свидания с родными и помилования. И если человек подписывает такой отказ, свидание действительно разрешают. Но сразу после этого ему выдают паспорт гражданина России и тут же вручают мобилизационную повестку.

Военнопленным даже дают выбор, куда вступать: либо в "ЧВК Вагнера", либо в военизированные формирования так называемых "ЛНР/ДНР". По словам Романовой, за свидание с близкими воевать на стороне России предлагают и осужденным украинским судом заключенным из колоний на захваченных территориях Украины. Речь может идти о нескольких тысячах человек. Аналогичный выбор предлагают и украинским гражданам, которых российские военные фактически взяли в плен. Речь идет не только о военнопленных, но и о захваченных мирных жителях. Таких, по подсчетам Ольги Романовой, несколько сотен человек. Это украинцы, которые не прошли так называемую фильтрацию.

О том, что на оккупированных территориях Луганской и Донецкой областей продолжается мобилизация, говорит и украинский Генштаб. В Горловке, по информации украинских военных, повестки вручают работникам коммунальных предприятий, а также тем, кому раньше предоставляли отсрочку.

Соглашаются ли российские заключенные воевать в Украине и какова судьба украинских военнопленных и гражданских, которых на захваченных территориях таковыми считают, – рассказала глава фонда "Русь сидящая" Ольга Романова.

Расскажите, как вы узнали об этой схеме в колонии в Горловке, что там украинских военнопленных отправляют на фронт?

– У нас, конечно, есть информация из разных зон, в том числе есть информация и из Горловки. Мы, конечно, бережем информатора. Нам сообщают, что военнопленные и те, кто к ним по сути приравнивается, а это еще и гражданские с эпизодами службы в АТО и в ООС, им предлагают написать отказ от обмена ради свидания с родными.

Мы, например, знаем, что к морпеху из 35-й бригады, который живет в Мариуполе, приезжали на свидание и он был вынужден подписать отказ от украинского гражданства и взять российское гражданство. После свидания пленному выдают паспорт России, но продолжают держать в колонии. И потом ему уже в колонии вручают мобилизационную повестку российскую и предлагают на выбор один из трех вариантов: быть наемником в "ЧВК Вагнера" или идти в так называемый батальон имени Богдана Хмельницкого, либо в "партизанский отряд Ковпака". Я так понимаю, что это такие полубандитские образования по примеру печально знаменитого батальона "Сомали" под командованием Гиви. После этого человека в колонию уже не возвращают, а тем, кто остался в колонии, говорят, что он помилован и ушел на все четыре стороны. Но это не так.

Это то, что происходит в колонии в Горловке, в которой содержится несколько десятков человек заключенных, которые были в Херсонской области в местах лишения свободы. Их не всех перевезли в Россию, но в Россию перевезли порядка двух с половиной тысяч человек из Херсонской области. Плюс еще мы знаем, что из Николаевской области перевезли, когда была возможность у российских военных вывезти оттуда заключенных.

Да, в Николаевской области была захвачена Снигиревка.

– В эти три отряда – "ЧВК Вагнера", "дивизия Богдана Хмельницкого" и "партизанский отряд Ковпака" – также вербуют гражданских, в том числе работников коммунальных служб, – мы это подтверждаем.

И происходит такая вещь еще внутри России. Мы знаем порядка 10 колоний, куда распределили заключенных из Херсонской области. Это в основном юг России – Ставропольский край, Краснодарский край, Волгоградская область, есть и во Владимирской области. Там этим заключенным тоже предлагают взять российское гражданство и вербоваться в "ЧВК Вагнера". И есть большая угроза. Если ты не соглашаешься с такой схемой, то твой приговор, который был вынесен на территории Украины украинскими судами за преступление, совершенное на территории Украины, будет пересматриваться российским судом – и далеко не в сторону улучшения условий, улучшения каких-то сроков, нет. Если ты отказываешься, то ты содержишься отдельно, без общения с российскими заключенными, так сказать, с российскими коллегами. И эти условия не самые лучшие.

А вы понимаете, сколько сейчас людей, находящихся в заключении, особенно военнопленных, согласились на эту схему? Или судить об этом мы пока не можем?

– Нет, пока мы не можем судить. Мы знаем о по крайней мере единичных случаях. Это пока не массовая история. Я очень надеюсь, что украинцы не будут воевать против украинцев. И ко всему прочему я все-таки хочу заметить, что среди этих людей, перемещенных насильно в Россию, есть еще порядка 300-400 украинцев, которые были помещены в СИЗО в момент оккупации. И это в основном люди, которые выступали с проукраинской позицией, которые сражались с оккупантами. И их положение, наверное, самое серьезное. Если российские власти выяснят, за что они были схвачены, по всей видимости, их будут судить за терроризм. Поэтому, конечно, хорошо бы, если бы они об этом не узнали. Пусть лучше люди говорят, что они переходили дорогу в неположенном месте, украли кошелек или курицу. По крайней мере, тогда будут какие-то другие сроки и другой подход. А что делать?

Плюс ко всему мы говорим еще и об украинских гражданах, которые не прошли фильтрацию. Это тоже очень сложный случай, поскольку по любым Женевским конвенциям, если человек когда-то служил много лет назад в полиции или подписывал контракт с "Азовом", с ВСУ и не был военным на период начала войны, он не может считаться военнопленным. Но российские власти думают по-другому, им глубоко наплевать на Женевские конвенции. И тогда такие захваченные гражданские люди приравниваются к военнопленным.

Вы понимаете, когда этим военнопленным или тем, кто был взят в плен из гражданских на оккупированных территориях, предлагают эту сделку: "Вы отказываетесь от обмена взамен на встречу с родственниками и помилование", – условия этой сделки озвучиваются сразу? Они знают, что их потом отправят на фронт? Или об этом умалчивается – и только после того, как произошла эта встреча, люди получают эти мобилизационные повестки?

– Вообще это шантаж. Хочешь увидеть дочь, жену, мать – ты должен согласиться на то, что ты отказываешься от украинского гражданства.

То есть, соглашаясь на эту сделку, они не знают всех ее условий? Или знают?

– Они не знают всех ее условий. Они не знают, что после получения российского гражданства придется воевать.

XS
SM
MD
LG