Предприниматель из Китая Сун Цзибин утверждает, что его партнеры в Таджикистане обманом лишили его доли в бизнесе. По словам инвестора, он вложил в строительство цементного завода на севере Таджикистана больше $3,5 миллионов, запустил производство, и как только завод начал приносить прибыль, таджикистанский компаньон его обманул. Инвестор рассказал редакции Радио Озоди о произошедшем.
Китайский предприниматель Сун Цзибин утверждает, что его таджикистанские бизнес-партнеры обманули его и присвоили его бизнес. В 2013 году Сун Цзибин договорился с гражданином Таджикистана Абдухалилом Нусратуллозодой, владельцем компании "Билол Групп", о строительстве цементного завода в городе Канибадам. Затем, бизнес-партнеры основали совместную компанию "Билол Суюлин Цемент" с инвестициями в размере 3,5 миллиона долларов. Договорились о распределении доходов в пропорции 60% на 40%, после чего начали деятельность.
"В 2016 году мы начали строительство цементного завода, а в феврале 2018 начали производство. Сразу после запуска начались проверки со стороны различных инстанций. Банки и юридические и физические лица начали требовать возврата долгов нашего партнера, что сильно осложнило работу предприятия. В июне 2018 года меня выгнали с завода", — говорит предприниматель.
В 2014 году в связи со строительством цементного завода Сун Цзибин и Нусратуллозода были приглашены на встречу с президентом Эмомали Рахмонов в городе Гулистон. По словам бизнесмена, президент поручил партнёрам и местным чиновникам поддержать китайского инвестора. Сун Цзибин утверждает, что Нусратуллозода воспользовался поддержкой президента, заложил завод в нескольких банках и скрылся с крупной суммой денег клиентов. В связи с этим против Нусратуллозоды было возбуждено уголовное дело по обвинению в мошенничестве и он был объявлен в розыск.
"В декабре 2019 году мне удалось вернуться на свой завод. Так как предприятие больше года простаивал для запуска производства я начал ремонтные работы производственной линии. Тогда же ко мне на завод пришёл гражданин Узбекистана и заявил: "Я у вас купил цемент, верните мне его". Я спросил: "У вас есть документы?" Он показал мне контракт на $600 тыс., о котором я ничего не знал. Позже выяснилось, что Нусратуллозода заключил с ним договор и получил деньги на счета, не имеющие отношения к предприятию", — говорит Сун Цзибин.
В результате узбекистанская компания "Фатих Экспорт Импорт Инвест", банк "Ориёнбонк" и другие кредиторы подали в суд на цементный завод с требованием вернуть свои средства. Экономический суд Согдийской области в марте 2020 года удовлетворил иск и постановил, что средства должны быть возвращены за счёт продажи оборудования завода. Однако китайский бизнесмен обжаловал решение в Высшем экономическом суде Таджикистана, но жалоба была отклонена.
Теперь Сун Цзибин утверждает, что во время обострения проблем новые партнёры начали присваивать предприятие. По его словам, владельцы компаний "Сохибдуст" и "Сохибдусти Усмон", с которыми он начал сотрудничество в 2019 году, договорились с другими клиентами, в том числе с узбекистанской компанией, пообещали вернуть долги и практически присвоили себе завод. Однако, в дальше конфликт возник уже между владельцами компаний, которые захватили завод.
В результате собственники "Сохибдусти Усмон" окончательно присвоили себе предприятие. Юрист компании "Сохибдусти Усмон" Файзиддин Наимов назвал обвинения китайского бизнесмена безосновательными и заявляет, что они не захватывали предприятие силой.
"Он заключил договор о сотрудничестве. Сам поставил печать и подпись. Это произошло на основании двусторонней договоренности. Если бы завод забрали бы силой, то договор ведь не заключили бы. Все произошло по обоюдному согласию сторон", — говорит Наимов.
Сун Цзибин утверждает, что все упоминаемые документы сфальсифицированы. Однако, суд, по его словам, это не учел. Он также утверждает, что после обращения во все правоохранительные органы и к президенту, и другим инстанциям, потеряв почти $5 миллионов, остался ни с чем.