Ссылки

Новость часа

Почему России нужно еще более полугода, чтобы достичь уровня вакцинации хотя бы в 50%. Объясняет статистик


"Россия никогда не была лидером по производству вакцин". Сколько времени нужно, чтобы привить от ковида 50% россиян?
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:02:03 0:00

"Россия никогда не была лидером по производству вакцин". Сколько времени нужно, чтобы привить от ковида 50% россиян?

По состоянию на начало октября количество получивших хотя бы одну прививку от коронавируса в России составляло 48,6 млн или чуть более 33% населения. Полностью вакцинированы двумя дозами было 42,5 млн человек, или 29%. Это достаточно низкий уровень (в США вакцинировано более 50% населения, включая детей), он примерно соответствует уровню Болгарии.

По прогнозу специалиста по статистике, аналитика сообщества Watching COVID-2019 Виктора Кабанова, с нынешними темпами производства вакцин в России и самой вакцинации, пятидесятипроцентный уровень привитых будет достигнут не раньше, чем через полгода. Такой уровень вакцинации эксперты считают недостаточным для того, чтобы избежать повторения коронавирусных "волн" с массовой заболеваемостью, госпитализациями и смертностью.

Почему это происходит в России? Кабанов отмечает как сложности производства вакцин (Россия, по его словам, никогда не была лидером в их производстве, и ей элементарно не хватает специалистов), так и в неправильной рекламной кампании прививок от коронавируса.

— Почему в России так мало привитых? Вакцин нет? И действительно ли привить 50% населения можно будет только через год, и лишь тогда мы достигнем коллективного иммунитета в России?

— Вакцины есть, но их не хватает. Но совершенно точно сказать, что да, до вакцинации 50% населения на сегодняшний день осталось минимум 189 дней, по расчетам сайта gogov.ru. Этот сайт дает самую неискаженную, самую правильную информацию по этому вопросу.

— Вы доверяете информации о количестве привитых и количестве полученных вакцин, которую предоставляют власти российских регионов? Сейчас, например, Москва и МО редко предоставляют информацию по этому вопросу.

— Количество поставленных вакцин в регион контролируется с двух сторон. С одной стороны, регионы не могут занизить это количество, потому что тогда им скажет центр, который им поставил: "Мы же тебе поставили 100 тысяч, а ты говоришь, что только 50. Что ж ты нас подставляешь?"

С другой стороны, и завысить количество привитых тяжело, поскольку регионы все же размером значительно меньше, чем Россия, и там все более-менее на виду. Грубо говоря, все друг друга знают, и исказить данные не получается. Но некоторые регионы действительно поставляют информацию очень редко. Например, Москва и Московская область в последнее время почти не поставляют информацию – раз в месяц выдадут что-нибудь.

В декабре 2020 года Москва была единственным городом, в котором хоть как-то можно было вакцинироваться, хотя темпы были, конечно, крошечные. Но надо было отчитываться о победе. И потом, пока темпы вакцинации нарастали, мэру Москвы Собянину было выгодно хотя бы раз в недельку сообщать о том, что вот мы побеждаем. Но потом темпы вакцинации начали падать, и производство вакцин в России также перестало расти, вышло на какое-то плато. И Собянину стало неинтересно рассказывать, что у него очень мало прививаются. За ним и губернатор Московской области Воробьев тоже [перестал давать информацию].

— По вашему мнению, есть какие-то причины такой невысокой заинтересованности жителей России в вакцинации? Какие-то национальные особенности, "загадочная русская душа"?

— После окончания института я почти всю жизнь работал руководителем. Я понял, что большинство людей делает то, что скажет руководитель. Когда-то надо подгонять, конечно, делают. Но если руководитель ничего не говорит, то подчиненные ничего и не делают.

Я думаю, что это не "загадочная русская душа" – это еще отношение к решениям и постановлениям властей. Дело в том, что у "Спутника V" сходу была очень плохая репутация. Вакцину плохо рекламировали, хотя она, по всей видимости, очень хорошая.

— Правильно ли я понимаю, что недостаточные поставки вакцин в России были связаны еще и с тем, что первый компонент "Спутника V" оказалось легче производить, чем второй?

— Да. Но тут я сразу оговорюсь – я не специалист по производству вакцин. Но беда в том, что специалисты по этому поводу молчат. Сколько я ни спрашивал, особенно те, кто заняты непосредственно производством или хотя бы близко к нему находятся, – все молчат как партизаны.

Но да, как мне сказали специалисты, второй компонент "Спутника" более капризен в производстве и хуже масштабируется. То есть его тяжело сделать в больших количествах. В то же время первый хоть как-то работает, вполне себе удовлетворительно. Его сейчас избыток: приблизительно в полтора раза больше первого компонента, чем второго, может производить сейчас российская промышленность.

— Разница в количестве привитых полностью в России и привитых только первым компонентом – она именно этими производственными сложностями объясняется?

— Сейчас я вам подробнее расскажу об этом. Я специально на пике вакцинации, который был у нас в июле, обнаружил, что доля вакцинированных вторым компонентом начала резко падать. До этого вторым компонентом было привито где-то 97% населения, которое получило первую прививку, – ну это естественное отставание.

Так вот: я сравнивал количество привитых первым компонентом 21 день назад и вторым компонентом на сегодня. И получалось, что 97% приходят через 21 день на повторную вакцинацию. Естественно, что это будут не 100%, потому что некоторые не приходят на вторую по естественным причинам: уехал в командировку, заболел, некогда, детей в детский сад вести надо.

Но потом в пик вакцинации, который случился в середине июля, вдруг эта доля начала падать и упала до 90%. То есть получилось так: запасы первого компонента на тот момент были большие, а запасы второго уже подошли к концу. Более того, я посмотрел отдельно по городам, построил этот же график, и оказалось в некоторых было очень сильное падение – до 80% от тех, кто был привит первым компонентом. То есть 20% второго компонента не хватало. И в подтверждение моих выводов приходили сообщения с мест, что второго компонента нет, что [людей] отсылают делать прививку на потом.

Телеканал Настоящее Время примерно в это же время получал сообщения с мест о том, что вакцин в регионах нет и желающие не могут привиться:

По состоянию на сейчас произведено 48 миллионов 700 тысяч доз первого компонента "Спутника" и 42 миллиона 700 тысяч второго компонента. И сейчас подмешался "Спутник Лайт", который непонятно, как учитывать: он относится только к первому компоненту или к вакцинации полностью? То есть сейчас есть некоторая путаница.

До февраля было обязательно производить второй компонент вместе с первым. Но потом это изменили, и сейчас это необязательно. И получилось, что второй компонент кончился, а первый на складе производителя лежит без дела.

— Я правильно понимаю, что у России из-за задержек с производством вакцин в принципе не было шанса достичь коллективного иммунитета в одно время, например, со странами Западной Европы?

— Россия никогда не была лидером по производству вакцин, да и по производству лекарств вообще. Россия практически не экспортирует, не поставляет какие-то лекарства за границу, может быть, только в очень малых количествах. Основные производители вакцин – это Индия, Китай и США. Россия на сегодняшний день произвела хорошо, если 2% от всех вакцин, произведенных в мире, это очень мало.

Наладить производство в таких условиях очень сложно в первую очередь в силу нехватки персонала. Это должны делать высококвалифицированные люди. Грубо говоря, человек должен закончить институт, а это несколько лет учебы. А еще хорошо бы поработать, набраться опыта и так далее. Только через несколько лет, если сейчас напряжется Министерство высшего образования, в России появится достаточное количество специалистов по производству вакцин.

Построить завод – это можно, закупить оборудование – тоже можно, хотя оно тоже дефицитное. Мы видели по темпам производства и по темпам вакцинации за все время несколько подъемов. Первый случился в начале февраля – тогда впервые начал нарастать темп. Потом случился дефицит, какой-то перебой с поставками первого компонента в марте, и темпы вакцинации упали сразу в два раза. И тогда из регионов тоже поступали сообщения, что не хватает вакцины.

Потом в конце марта начался подъем, и он [держался] до апреля. Потом произошел резкий спад – майские праздники: и медицине отдыхать надо, и люди разъехались. Но мы это быстро преодолели, и в середине мая уже восстановили количество произведенных вакцин до прежнего значения – до апрельского. И накопили, по данным, которые нам озвучил Минздрав, около пяти миллионов доз к началу пика. Но пять миллионов доз закончились буквально за две недели – таковы были темпы вакцинации. Что-то в это время промышленность еще производила, но потом вакцины кончились.

XS
SM
MD
LG