Ссылки

Новость часа

Что такое "бабушкование" и как оно помогло татарским пенсионеркам обрести смысл жизни


В маленьком городе Ялуторовск Тюменской области с 2016 года работает проект "Эбием". С татарского языка это слово переводится как "бабушка моя". Участницы проекта – татарские бабушки. Они шьют тюбетейки, вяжут варежки и тапочки, делают бижутерию, а организаторы проекта из Тюмени продают эти изделия, платят бабушкам зарплату и развивают свой социальный бизнес. В этом году они выиграли президентский грант и открыли для бабушек онлайн-нейростудию. Альфия Кабирова и Рамиля Канбекова говорят, что вся эта история совсем не про деньги. Они рассказывают, почему начали этот проект именно в Ялуторовске и что такое "бабушкование".

Зачем я просыпаюсь по утрам: мой муж умер, дети уехали, внуки большие


Несколько лет назад имам мечети в Ялуторовске пригласил Альфию Кабирову – профессионального психолога – встретиться с пожилыми прихожанами.

"И тут я приезжаю, и собираются в мечети бабушки. Они одеты примерно как моя бабушка, разговаривают на том же языке. А моя бабушка умерла к тому времени, несколько лет назад. Я очень люблю свою бабушку. Это такой очень близкий, родной человек для меня, – вспоминает Альфия. – И вдруг одна из бабушек говорит: "Вы мне вот скажите, что делать, я не знаю, зачем я просыпаюсь по утрам: мой муж умер, мои дети выросли и уехали, мои внуки уже тоже большие, я им не нужна. Я каждое утро просыпаюсь, смотрю на этот потолок и не знаю, зачем я проснулась?" И все. Вот с этого момента я поняла, что я их не оставлю".

Альфия только вернулась из США, где познакомилась с моделями социального предпринимательства. "Мне пришло предложение поучаствовать в конкурсе микрогрантов. Я выбрала тему про равные возможности: "защита прав и интересов женщин". Приложила ее к этой возрастной группе, прописала проект, составила смету, отправила и выиграла", – рассказывает она. Одна из бабушек, Гашия-апа, предложила провести для остальных мастер-класс по изготовлению тюбетеек. Альфия увидела в этом отличную бизнес-идею для социального производства – так родился проект "Эбием".

Гашия-апа стала наставницей для других бабушек. За машинкой она с 16 лет – и сколько себя помнит, все время любила шить. "Наш мулла и говорит: "А что, тетя Галя умеет шапки шить". А при чем мои шапки? Я так на него оглянулась. Они раздобыли тюбетейку старинную, дали мне в руки. Я, конечно, с этой тюбетейкой все прошла: каждый шов, чтобы все не сбивалось, чтоб все ровненько, все аккуратненько, чтоб она на голове сидела, все это я вот отрабатывала два месяца".

Теперь бабушки шьют тюбетейки и вяжут теплые вещи, продают на различных ярмарках и через интернет. Заработанных денег хватает на то, чтобы развивать проект и выплачивать бабушкам зарплату. "В таких случаях, когда наши материалы, отработанная модель и так далее, там нет особых экспериментов. И тогда одна треть от конечной стоимости – это зарплата мастерицы. Это очень хорошая зарплата", – объясняет Альфия.

Ваши тапочки полетели в Финляндию


Вещи, сделанные бабушками, продаются по всей стране и за ее пределами.

"Мы когда говорим бабушке: "Ваши тапочки полетели в Финляндию". Она сидит дома, в своем маленьком Ялуторовске, а вяжет тапочки, потому что ей надо хоть чем-то заняться. И вдруг ей говорят, что где-то в Финляндии какая-то молодая женщина захотела, выбрала, заплатила, ждет посылку, – говорит Альфия. – Для нее это счастье. Конечно, ее жизнь наполняется смыслом, конечно, она сегодня не зря проснулась. Потому что этот мир в ней нуждается. Это самая большая ценность, самая. Это вне денег, вне каких-то материальных вещей. Это ощущение того, что тебе есть место в этом мире. Оно очень важное и нужное, пожалуйста, будь в нем. Вот, мне кажется, это самое главное".

Недавно для бабушек начала работать нейростудия, которой руководит Рамиля Канбекова – коллега Альфии. Проект был поддержан Фондом президентских грантов. "Занятия в рамках нейростудии направлены на поддержание, а может быть, даже улучшение когнитивных процессов. То есть процессов внимания, памяти. Мы все знаем, что с возрастом процессы внимания и памяти ослабевают. Мне подумалось: почему нет? Почему не попробовать, я занимаюсь этим с детьми, я вижу, как это работает. И я знаю, что это работает и со взрослыми", – рассказывает Рамиля.

Нейростудию задумывали еще до пандемии и поэтому не могли представить, что занятия придется проводить онлайн. Рамиля признается, что боялась того, что бабушки откажутся заниматься в формате видеоконференций, но благодаря помощи близких они нашли общий язык с техникой: "Начия-апа, наша мастерица. Она с самого начала, когда узнала, что будет нейростудия, она сказала: да, я буду ходить, я хоть с бабушками буду видеться, с подружками. Потом, когда все это завертелось не в лучшую сторону, она сказала, что нет, я не буду вот этот вот ваш компьютер, у меня мозги. А на прошлой неделе она вдруг высказала желание, что да, я буду".

По словам Альфии, главная идея проекта в том, чтобы дать бабушкам новый смысл жизни, а покупателям подарить "тепло бабушкиных рук". "Недавно я слушала Дробышевского [ученый-антрополог], очередную лекцию, и он описывал вот этот феномен, который у человечества появился уже тысячи лет назад, который называется в английском языке grandmothering. И он нашел способ у нас это перевести как "бабушкование", когда человечество поняло, что в бабушках есть великая ценность, и человечество начало заботиться о бабушках и использовать те ресурсы, которые бабушки предоставляют".

Раз в неделю Альфия и Рамиля едут в Ялуторовск, чтобы пообщаться с бабушками, передать им материалы и забрать готовую продукцию. В каждом доме их ждет накрытый стол и чаепитие, от которого нельзя отказаться.

"У нас есть день в неделю, железно, в который мы никакие больше планы не ставим. Этот день называется пятница, – объясняет Альфия. – Сейчас нельзя обниматься, мы сейчас не обнимаемся. Это испытание и для нас, и для бабушек. Он бесконечно длинный, но это самый важный день в неделе. То есть все остальные дни обслуживают пятницу, вот так назовем".

Альфия признается, что у нее есть большая мечта, которую она не в силах осуществить сама, но понимает, что это нужно сделать: "Мы хотим построить дом, дом в Ялуторовске, избу. Дом для бабушек. Это не пансионат, это не для услуг по уходу. Это дом, где они могут встречаться, куда они могут приходить. Где будет мастерская, где будет оборудование поставлено какое нужно, расходники. Где будет кухня, где они смогут делиться друг с другом рецептами. Проводить мастер-классы кулинарные, куда мы сможем пригласить девочек. Чтобы бабушки передавали свой опыт и знания девочкам".

XS
SM
MD
LG