Ссылки

Новость часа

Как потомок ссыльных молдаван стал городовым на спор


В Республике Коми существует институт городовых. В местечке Заречье, которое является частью Сыктывкара, есть свой городовой – Александр Козмеску, потомок ссыльных молдаван. Он работает водителем в пожарной охране, а в свободное время следит за состоянием дорог, освещением, вывозом мусора.

"Все началось со спора, то есть мы сидели с друзьями, я говорю: ребята, вспомните себя, вот мы в 90-е, в самые тяжелые времена, ну как они считаются, в России росли. Но у нас тем не менее был выбор. У нас от завода тогда еще оставалась спортивная база, можно было пойти там гантельки потягать, те же лыжи там сходить надеть, но мы дружнее как-то были", – вспоминает Александр.

Тогда друзья не поверили, что у него получится реализовать эту идею, а Александр пошел требовать по инстанциям, и власти услышали его. Он получил новые ворота и турник, которые вместе с друзьями доставил на площадку и установил. После этого в поселке организовали спортивные команды: дети участвуют в соревнованиях по дворовому футболу и хоккею и первое время даже занимали призовые места.

Так Александр по собственной инициативе занялся развитием детского спорта в поселке. Вскоре ему предложили стать старостой, и он согласился и даже стал получать за свою работу небольшую зарплату раз в квартал. Он отмечает, что решил заняться этой работой для того, чтобы расшевелить людей и сделать жизнь в поселке лучше. Но потом его должность решили упразднить: "Убрали старост внутри муниципалитета, потому как это лишнее расходование средств, ну как они думали. Но так как им понравилось то, что им, не выходя из кабинета, можно просто позвонить, удобно, вот решили эту должность вернуть".

Название должности сменили на "городового", упразднив при этом заработную плату. Александр решил баллотироваться на эту должность, потому что даже лишившись корочки старосты, все равно продолжал заниматься общественной деятельностью. Его кандидатура была единственной, больше никто не решился взять на себя такую ответственность: "Перед выборами городового предупредил всех, кто хочет: пожалуйста, я помогу, мне ничего не надо, я помогу, если хотите, ради бога. Флаг вам в руки, занимайтесь, занимайтесь. Может, кто-то действительно активней, чем я, может, я этого не вижу, может, у кого-то сильнее душа болит за поселок". Жители единогласно проголосовали за Александра.

Благодаря его стараниям в Заречье появилась детская площадка по программе народного бюджета: было проведено собрание жильцов, собраны подписи. Было много тех, кто не верил в реализацию этой идеи. "Поначалу ходили все стороной, никому не верилось, как будто это какой-то мираж стоит и все. Поэтому да, первое время там никого не было, – вспоминает он. – А вот летом, когда хорошая погода, когда выходные, все внуки к бабушкам приходят, и вот они все когда пришли, просто вот рой, вообще бальзам на душу".

Теперь Александр в свободное время занимается расчисткой снега на этой площадке, потому что местные власти так и не решили, за кем ее закрепить и кто должен отвечать за ее состояние: "В итоге убираю я. Если ее не убирать, представляешь, как она зарастет, просто половина уйдет под снег, потом в итоге на нее никто ходить не будет. А она же должна быть востребована, зачем тогда ее поставили".

В следующем году Александр планирует установить на этой детской площадке уличный тренажерный комплекс. В администрации одобрили весь пакет документов, и Александр уверен, что эта идея будет реализована.

После детской площадки он решил, что следующий народный бюджет необходимо направить на улучшение освещения в поселке: "Почему занялся освещением? Ну потому что специфика района, грунтовые дороги, так называемые грунтовые, все одна сплошная лужа на весь поселок. То есть без сапог в распутицу никак не пройти. То есть, ну опять же, мы в городе вроде как, ну почему так-то?"

В поселке появилось 13 новых опор освещения, но Александр говорит, что это капля в море, и планирует заниматься этой проблемой и дальше.

По его инициативе в Заречье появились новые мусорные контейнеры. "Основной принцип: чтобы дома был порядок. Дом у меня начинается с берега, а не с порога, я здесь вырос и всем это говорю, всем детям это вбиваю просто. Там идут, фантик кидают, еще что-то. Говорю: ребята, вы зачем дома это делаете? Зависли. Я говорю: у вас дом с берега начинается, вы посмотрите, как вы живете. Вы живете все дружно, одной семьей, как в квартире, поэтому, говорю, давайте будем меняться, не будем уже здесь беспорядок наводить".

Кроме Заречья Александр старается помогать жителям поселка Сидорполой, который не имеет связи с Большой землей, кроме зимника, проложенного по льду. Дорога периодически подтаивает, и Александр старается следить за толщиной льда, чтобы не случилось трагедии: "Сидорполоем никто не занимается. Хотя на самом деле это и есть моя вотчина, я же ведь оттуда. Никто не занимается, я не знаю, почему".

Про себя Александр говорит, что он связующее звено между народом и властью. Местные жители не раз предлагали ему заняться политикой, но видя результаты работы чиновников, он не хочет этого: "Я говорю: ребята, вот я по какой-либо проблеме иной раз обращаюсь там в 3-4 инстанции. Как вы думаете, сидя в одном кабинете, сколько я нарешаю? Нет, тем более если взялся, так доделывай до конца. Пока результат, ну, на мой взгляд, я ничего сверхъестественного не сделал".

Должность городового Александр совмещает с работой водителем в пожарной охране своего поселка. "Я здесь родился, а где родился, там и пригодился, – говорит он. – Остался один, вернулся в старую квартиру, сделал ремонт и все, так и осел. И потом же, опять же, пост. Я ведь сначала сюда переехал, а потом предложили уже, чтобы в Заречье быть на посту водителем. Вот, отучился и все, и живу, и работаю здесь".

Александр с коллегами выезжает на тушение пожаров, а весной занимается ликвидацией последствий паводков, которые здесь нередки. "Универсальные бойцы. Сами ездим, сами тушим. Мы вообще по идее предназначены для прибытия и разведки, те есть передачи информации, что именно происходит, ждем прибытия основных сил", – говорит он.

Товарищи Александра предложили в шутку называть его "румынским городовым": "Мне ребята все мои говорят: вот там городовой, фамилия-то румынская, есть там китайский городовой, есть же на слуху, слышали же выражение. Вот типа зареченский городовой. Нет, тогда уж румынский – по фамилии".

По словам Александра, людей с такой же жизненной позицией, как у него, мало. В местном магазинчике есть книга жалоб и предложений для городового. Вот только Александр сетует, что там больше жалоб, а конкретных предложений по улучшению жизни поселка нет. Но своим примером он старается доказать, что будущее Заречья в руках его жителей: "Это с СССР к нам пришло. То есть то, что все делают, ничего делать не надо, все принесут. Помогут, все будет хорошо. Да не будет, идти самому надо. Надо шагать семимильными шагами. Все равно метр за год только пройдешь. Так и будет. Вот за правдой пойдешь – ноги до попы сотрешь. Есть же такая поговорка. Вот так и есть".

XS
SM
MD
LG