Ссылки

Новость часа

"Обзывали свиньями украинскими, а потом спрашивали, почему вы нас не любите". Жители Херсона о месяцах российской оккупации и освобождении


Жители освобожденного Херсона вспоминают месяцы российской оккупации
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:06:33 0:00

В центре освобожденного Херсона 14 ноября собралось много людей, и нет в Украине журналиста, который бы не хотел быть среди них в этот исторический момент. Херсонцы пришли не за гуманитаркой, а для того, чтобы посмотреть, как на главной площади после восьми с лишним месяцев российской оккупации снова поднимают украинский флаг.

— Я Нона!

— Как ты, Нона?

— Слава Украине!

Маленькая Нона вместе с родителями не уезжала из города. Чем был Херсон и его жители для россиян, Татьяна и Андрей усвоили с первых дней оккупации: "Обзывали украинскими свиньями. Говорили, почему вы нас не любите, мы же один народ. То есть сначала обзывали свиньями, а потом спрашивали, почему вы нас не любите".

С первых дней оккупации в Херсоне на стенах, фонарях и асфальте начали рисовать желто-синие флаги. В городе стала популярна подпольная акция "Желтая лента". Чуть ли не у каждого на этой площади есть своя история, связанная с подпольем: "Это был март месяц, настроение на нуле. Муж говорит: "Меня распирает. Не могу сидеть". Я говорю: "Давай составим листовку распечатаем и повесим. Попробуем". Страшно было. Пять утра. Мы эту листовку развесили по остановкам".

"Мне 42 года, и я выходил ночью, брал баллон, расписывал стены. Конечно, вроде детская забава. Когда люди проходят и все радуются, мне так приятно. Вот идешь, и написано "Слава Украине!". Ты понимаешь, что мы держимся, все будет хорошо", – рассказывает еще один житель Херсона.

О временах российской оккупации большинство херсонцев говорят с неохотой. Продукты привозили из аннексированного Крыма, пытались вводить рубли, но неудачно. После своего отступления российская армия оставила город без воды, газа и света. Хотя прифронтовым Херсон назвать сложно. Здесь кипит жизнь: ходят люди, ездят машины, даже общественный транспорт. На обочинах тут и там лежат снятые или просто сорванные плакаты времени оккупации. "Кто хотел уехать в Россию, уже уехал. Дай бог, меньше будет. С семьями уехали, и езжайте себе безвозвратно. Нам такие не нужны", – говорит пожилой херсонец.

Большие плакаты снимают коммунальные службы. За некоторыми экземплярами приехали даже музейщики из Киева. Свет, воду и газ в Херсоне обещают дать через две недели. Пока помогает Днепр и оптимизм: "Чистенькая, я уже мылась. Голову моем. Для технических нужд берем. Хорошая вода. Все хорошо. Зато уже свободны".

Херсонцы говорят, что так украинизировать город, как это сделала оккупационная власть, не мог никто за три десятка лет независимости Украины. После освобождения Херсона украинские военные здесь главные герои. С ними фотографируются, обнимаются, целуют и берут автографы.

Эту народную любовь заметил украинский президент Владимир Зеленский: "Я счастлив. Мы в Херсоне. Вы видите реакцию людей. Думаю, это ответ. Мы не готовили реакцию людей. Они ждали украинскую армию". Над главной площадью города поднимают украинский флаг.

"И слава богу, все хорошо. То, что света и воды нет, – это мы переживем, еще хуже переживали. А вот то, что этих гадов нет, – это большое счастье", – говорят в толпе.

XS
SM
MD
LG