Ссылки

Новость часа

Почему Израиль ведет "ограниченную" наземную операцию в секторе Газа – объясняет израильский военный историк Яков Фальков


Администрация президента США Джо Байдена подтолкнула Израиль к более ограниченной наземной операции на севере сектора Газа, пишет газета The Times of Israel, ссылаясь на анонимного американского чиновника. При этом, по словам собеседника газеты, израильское руководство и само сейчас не хочет начинать полномасштабное наступление, поскольку оно подвергнет опасности жизни захваченных ХАМАС израильских заложников.

У сотрудников администрации президента США, пишет издание, остаются сомнения относительно стратегических планов Израиля: премьер-министр Биньямин Нетаньяху до сих пор не объяснил, кого он хотел бы видеть у власти в секторе Газа после свержения и уничтожения группировки ХАМАС.

Об "ограниченной" операции ЦАХАЛ в секторе Газа – Настоящему Времени рассказал военный историк и бывший ведущий аналитик израильской системы безопасности Яков Фальков.

Израильский военный историк – об "ограниченной" операции ЦАХАЛ в секторе Газа
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:08:26 0:00

Как вы можете описать операцию, которую Израиль начал в секторе Газа?

– Планомерно продолжается то, что началось несколько дней назад. Там действуют ограниченные наземные силы армии обороны Израиля, ведется точечный обстрел с воздуха и с моря. И силы специальных операций особенно активны сейчас в городе Газа. Это то, что известно на данный момент.

Сегодня с утра пресс-служба ЦАХАЛ нам сообщила, что уничтожено около 600 новых целей террористов, что в некоторых местах они выходили на поверхность из своих туннелей, пытались обстреливать силы армии обороны Израиля противотанковыми управляемыми ракетами и другим оружием. И все эти попытки нападать на наши силы были подавлены. Больше ничего нового пока нет.

Вы назвали эту операцию ограниченной. Что это значит? Это значит, что Израиль не готов сейчас наступать в полную силу или он не хочет этого делать?

– Израиль, скорее всего, уже готов, потому что все необходимые подготовительные меры были приняты и проведены, войска прошли специальную переподготовку, было призвано более 300 тысяч резервистов.

На тот момент, о котором мы с вами говорим, очевидно, что все это уже закончено. Но мы с самого начала говорили о том, что Израиль подвергался и подвергается давлению со стороны США, которые, в свою очередь, вынуждены прислушиваться к тому, что думают и говорят их союзники здесь в регионе, а также оппозиция в самих Соединенных Штатах. Поэтому они призывают Израиль с самого начала этих событий не проводить полномасштабную операцию, а ограничиться в основном севером сектора Газа, где располагалась основная инфраструктура ХАМАС, которая атаковали Израиль. Это то, что происходит на данный момент: ведется ограниченная деятельность сил обороны Израиля, прежде всего на севере сектора Газа, а также в центральных районах, в основном в городе Газа непосредственно на берегу Средиземного моря. И пока больше эта операция не расширяется.

Во-первых, мы действительно не хотим причинять ущерба гражданскому мирному населению, чтобы оно страдало больше, чем оно и так страдает, – это совершенно понятно. Кроме этого, в данный момент наши вооруженные силы пытаются уничтожить как можно большее количество инфраструктуры ХАМАС: различные подземные туннели, бункеры и так далее. Это очень разветвленная подземная структура [протяженностью] до 500 километров. В данный момент идет ее выявление и постепенное уничтожение, или просто специальными методами и средствами закрывают выходы из этих туннелей на поверхность – сегодня есть такая технологическая возможность. А дальше правительство будет решать, что делать.

А есть понимание того, о каком количестве боевиков в секторе Газа может идти речь?

– Говорилось о том, что активное значительное ядро подготовленных специальных террористов – в частности, его представители и боевики вторгались на территорию Израиля седьмого числа – там их где-то до пяти тысяч человек. Так называемая сила "Нухба" ХАМАС.

Помимо этого, есть разные оценки. Речь идет о десятках тысяч боевиков, которые находятся под ружьем у ХАМАС, – это около 40 тысяч человек. Вот такие параметры силы ХАМАС. Очевидно, с чем приходится иметь дело. Но нужно понимать, что там, кроме ХАМАС, есть другие группировки, начиная с "Исламского джихада" и заканчивая такими представительными отдельными группировками, как ИГИЛ, – там есть небольшие силы его последователей – и "Аль-Каида" немножко есть. В общем, там много на данный момент находится людей, у которых есть оружие и которые готовы его применить. Это то, с чем приходится сталкиваться нашим силам, которые находятся в данный момент на территории сектора.

Что значит "могут быть под ружьем до 40 тысяч человек"? Это как на оккупированных территориях Украины, когда российские оккупационные власти мобилизуют там мужчин, чтобы воевать за российскую группировку в Украине?

– Нет, в данном случае они находятся у себя на территории. Они находятся у власти в секторе Газа с 2007 года. Многие мужчины на территории сектора прошли военную подготовку в той или иной степени.

Кроме того, мы знаем, что существуют специальные лагеря, в которых готовят маленьких детей с четырех-пяти лет, а в 15–17 лет это уже полноценные боевики. Хотя потом, когда они атакуют силы ЦАХАЛ и приходится вести ответный огонь, их хамасовцы записывают как пострадавших детей. И таких – десятки тысяч. На данный момент невозможно точно узнать, сколько там людей, которые могут и готовы держать оружие, потому что на самом деле в течение всех этих лет, что ХАМАС у власти, он активно готовил людей, которые смогут воевать с силами ЦАХАЛ в любой ситуации: как для оказания отпора силам ЦАХАЛ, которые заходят на территорию сектора, а также их готовили к тому, что мы видели седьмого числа.

К сожалению, помимо основных боевиков ХАМАС – представителей этой силы "Нухба" – в Израиль ворвались просто вооруженные люди из сектора Газа, которые, совершенно очевидно, не подчинялись приказам и указаниям ХАМАС, а действовали по своей инициативе. Тем не менее большинство из них были вооружены.

Я еще раз подчеркиваю: сектор Газа буквально накачан оружием. Вместо того, чтобы строить там нормально больницы, школы, развивать гражданскую инфраструктуру и развивать жизнь своих людей, улучшать ее, ХАМАС многие годы строил ту самую подземную и наземную оборонительную и наступательную инфраструктуру, о которой мы говорим. Кроме этого, ХАМАС просто накачивал сектор оружием, которое скупалось по всему Ближнему Востоку и за его пределами.

Поэтому в данный момент на территории сектора накоплены значительные арсеналы оружия, в том числе и самого современного, такого как противотанковые управляемые ракеты, которые поставлялись из Ирана, которые они получали от тех же представителей ИГИЛ на территории полуострова Синай. Поэтому сегодня, к сожалению, десятки тысяч человек – точно неизвестно, сколько – имеют возможность взять в руки это оружие и сопротивляться вводу сил ЦАХАЛ на территорию сектора.

Сейчас Нетаньяху говорит, что наземная операция в секторе Газа может занять длительное время, но при этом мы видим сообщения о том, что США не знают о планах Нетаньяху относительно того, кого бы он хотел видеть у власти в секторе Газа после операции. Как вы видите это развитие? Сколько времени нужно на операцию, и как Израиль дальше намерен это решать?

– Пока не совсем понятно, насколько военные цели операции зависят от политических целей, какого-то видения на будущее, потому что наши представители и наша армия обороны Израиля несколько раз подчеркивали, что чисто военная фаза может продлиться от нескольких недель до нескольких месяцев, потому что помимо наземной Газы, боевики очень хорошо подготовились под землей. Там сотни километров подземных бункеров. И вся или почти вся эта система должна быть как-то физически уничтожена либо закрыта специальными средствами. Поэтому эта зачистка может проходить вне всякой связи с политическим решением. Эта чисто профессиональная фаза может проходить несколько месяцев.

А по окончании должно быть принято какое-то решение, но не самостоятельно Израилем, а при поддержке наших международных партнеров в ходе консультаций с ними о том, кто, когда и как может взять на себя руководство Газы. Многие сегодня говорят, что это, может быть, будет Махмуд Аббас, который сегодня является президентом Палестинской автономии. С другой стороны возражают, что таким образом он будет нелегитимным. Он и так сегодня не очень легитимен на территории своей автономии, а тем более не будет легитимен в Газе, если придет туда на израильских штыках. Поэтому говорят, что, может быть, управление на себя возьмут на какое-то время египтяне, может быть, при участии турок и так далее. Но в данный момент действительно совершенно непонятно, никто серьезно – ни в Израиле, ни за его пределами – не думает о том, что там будет. Это пока общий разговор.

XS
SM
MD
LG