Ссылки

Новость часа

"Пока судимся, люди имеют законное основание не участвовать в войне". Как российские правозащитники возвращают мобилизованных с фронта


Проводы мобилизованных военнослужащих на железнодорожном вокзале перед их отправкой в зону проведения "СВО" (так в России называют войну с Украиной), Тюмень, 30 ноября 2022 года
Проводы мобилизованных военнослужащих на железнодорожном вокзале перед их отправкой в зону проведения "СВО" (так в России называют войну с Украиной), Тюмень, 30 ноября 2022 года

Российские власти уже неоднократно заявляли о том, что мобилизованные смогут вернуться домой не раньше, чем закончится "СВО" (так в России называют войну с Украиной). Тем не менее некоторым адвокатам удается добиться в судах для своих клиентов и доверителей фактической демобилизации или как минимум препятствовать их отправке на фронт, пишут Сибирь.Реалии.

"Никакого медосмотра не было, всем все равно"

35-летнего Романа из Новокузнецка мобилизовали 26 октября 2022 года. В мае 2023-го его ранили, и с тех пор он добивается своей демобилизации.

"Мобилизовали меня уже с кучей заболеваний: обострение хронического эрозивного дуоденита, хронический гастрит, язвенная болезнь луковицы двенадцатиперстной кишки. Никакого медосмотра не было, всем все равно, – рассказывает Роман. – Сначала в "учебке" месяц держали, потом в декабре 2022 года направили в Донецкую область Украины, непосредственно на передовую. 29 мая 2023 года под Бахмутом получил ранение из-за разрыва мины возле окопа – там такая сила, что тяжеленные бревна с метр диаметром раскидало как спички".

Почти месяц мужчина находился в госпитале. После прохождения лечения ему рекомендовали пройти военно-врачебную комиссию амбулаторно по направлению командира бригады, но командование никакого направления не дало – сказали, что якобы Роман уклонист. По его словам, жалобы на здоровье командиры игнорировали или отвечали поговоркой "Терпи солдат, генералом станешь".

Роман уверен, что если бы не попал в госпиталь с ранением, то остался бы на фронте и вряд ли бы выжил. Так он решил обратиться к юристу, чтобы тот помог ему избежать отправки на фронт.

Евгений Ильченко
Евгений Ильченко

По совету адвоката он написал рапорт и направил его заказным письмом на имя командира войсковой части. Ответа не было. После этого адвокат Романа Евгений Ильченко обратился в Томский гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, где просил признать незаконным бездействие по рассмотрению рапорта. В ходе рассмотрения дела удалось выбить направление на ВВК.

Как признается адвокат, изначально, помогая мобилизованным вернуться, он пытался оспорить само решение о мобилизации, но это оказалось плохой стратегией.

"Сейчас больше работаем с тем, чтобы признать военного негодным к службе по здоровью хотя бы на время, – говорит Евгений Ильченко. – Не всегда ВВК решает честно, у них свой в этом деле посыл. Если решение несправедливое, можно попытаться оспорить в суде. Вот то немногое, что можно сделать в сложившихся условиях. Смысл такой, что, пока судимся, люди имеют законное основание не участвовать в войне. То есть они тем самым не совершают никаких действий, которые образовывали бы состав уклонения или самоволки".

"ВВК – не истина в последней инстанции"

Один из последних кейсов адвоката – отпуск мобилизованного по ранению, на который ему дали всего 15 суток.

Раненый, попросивший называть его Сергеем, рассказал, что получил множественные повреждения после взрыва снаряда. "Когда рядом снаряд большой мощности взрывается, от него отлетают не только осколки, но и все, что лежит кругом, – камни, песок. Вроде раны неглубокие, но по всему телу, лицу множественные повреждения. Естественно, направили в госпиталь. Там сами, по своей инициативе направили на военную комиссию, признали, что нужны перевязки ежедневные. Представьте, у меня все тело в этих ушибах и порезах, я даже перевязаться полностью сам не могу. Выполнять какие-то "боевые задачи" тоже не могу. Дают отпуск. Категория "Г" временная. Могут и на полгода отсрочку дать, а могут и на месяц. Мне дали 30 дней", – рассказывает Сергей.

Дома он пошел в гражданскую больницу, где у него нашли несколько хронических болезней, в частности, с желудочно-кишечным трактом.

Узнав о диагнозе, Сергей обратился к адвокату – сейчас они готовят документы на ВВК, уже написали рапорт.

"Если ему откажут, будем бездействие обжаловать, – говорит Евгений Ильченко. – Если проведут ВВК и, допустим, результат будет нулевой, нас это не остановит. Нужно ведь рассматривать последствия и ограничения, которые этот диагноз вызывает. ВВК – это не истина в последней инстанции. То есть вы можете в вышестоящую комиссию написать жалобу".

Конечный исход иска адвокат прямо называет "тупиковым", но есть важный нюанс.

"Когда у него этот месяц отпуска закончится, он напишет рапорт, мол, прошу провести военно-врачебную комиссию, но уже с учетом того-то и того-то (перечисляя свои хронические диагнозы). Соответственно, будет повторная ВВК. Иначе его направили бы сразу "к месту службы", – замечает адвокат. – Фактически, благодаря таким, оформленным в соответствии с требованиями закона жалобам военные остаются дома по несколько месяцев".

Еще один момент, на который указывает адвокат: мобилизованных из запаса часто берут без медкомиссий со старой категорией, хотя с момента служба в армии могло пройти 20 лет. "Таким образом в армии в процессе мобилизации оказывается куча "хроников", которые попасть на ВВК могут только, если их направит на комиссию их командир. То есть мобилизованный может требовать у командира отправки в госпиталь из-за обострившегося заболевания", – подытоживает Ильченко.

Мобилизованные во время отправки со сборного пункта на территории выставочного центра "Казань Экспо" в зону проведения "СВО", Казань, 23 октября 2022 года
Мобилизованные во время отправки со сборного пункта на территории выставочного центра "Казань Экспо" в зону проведения "СВО", Казань, 23 октября 2022 года

"Мне важно не вернуться на войну, потому что хочется жить"

Выпросить у командира направление в госпиталь без ранения хоть и непросто, но все же реально, рассказывает мобилизованный Валерий из Кемеровской области.

С 21 ноября 2022 года по 11 марта 2023 он находился в районе боевых действий, 11 марта был ранен и находился в госпитале, после чего – уже на амбулаторном лечении с диагнозом "невправимая параумбиликальная грыжа".

"Мне важно не вернуться на войну, потому что хочется жить, – признается Валерий. – Потому что осознание, что смерть реальна, пришло только там, под Донецком. У меня трое маленьких детей, я не хочу оставлять их и жену одних. Так как понимаю, что, кроме меня, они никому реально не нужны".

Демобилизоваться из-за многодетности Валерий пытался сам, до того, как за его случай взялся Ильченко.

"Там двое его детей, третий – жены от первого брака. Сначала они оформляли его отцовство, но не помогло. Сказали: на момент принятия решения о вашей мобилизации у вас официально двое детей было. Это спорное объяснение отказа, конечно, – говорит Ильченко. – Можно опротестовать. Но пока мы этот вариант [многодетность] оставили как аварийный. Сначала – по здоровью".

Получив ранения и пройдя курс лечения, 3 апреля 2023 года Валерий прошел ВВК, которая вынесла заключение: установить военнослужащему категорию "Г" (временно не годен к военной службе, необходимо предоставить полное освобождение от исполнения обязанностей военной службы) на 15 суток.

"Это заключение в настоящее время – предмет нашего спора в Томском гарнизонном суде. Мы считаем его необоснованным, так как оно не учитывает тяжесть ранения и наличие у Валерия иных заболеваний. Дело еще рассматривается, – говорит Ильченко. – Из воинской части звонили, угрожали передать материал для привлечения его к уголовной ответственности, если он не приедет в часть".

"Даже когда до гарнизонного суда доходит, уже совсем другое отношение военных"

Александр и Дмитрий Новоженниковы
Александр и Дмитрий Новоженниковы

Самый успешный кейс Ильченко – два брата-близнеца из Новокузнецка 20-летние Александр и Дмитрий Новоженниковы. Они смогли избежать отправки на передовую, хотя военкомат выдал им документы о том, что они подлежат мобилизации.

Новоженниковы в 2020-2021 году служили срочную в армии, где получили воинскую специальность – санитары. В начале октября 2022 года братья получили повестки о призыве в рамках "частичной мобилизации". Военкомат выдал им предписание, список вещей и забрал военные билеты. Тогда близнецы обратились за консультацией к юристу. Ильченко составил исковые требования, где просил признать незаконными решение военкомата о годности Новоженниковых к службе, так как они не имели боевого опыта, а также признать неправомерность изъятия военных билетов.

В суд иски направили 19 октября. Во время заседаний представитель военкомата предоставил официальный документ, в котором было указано, что решение о призыве братьев ведомством не принималось.

Больше призвать Новоженниковых не пытались. Через некоторое время президент России Владимир Путин объявил о завершении частичной мобилизации. Но военные билеты им так и не вернули.

Адвокат Евгений Ильченко постоянно повторяет, как важна огласка. "Даже когда до гарнизонного суда доходит, уже совсем другое отношение военных, – утверждает он. – Если ранее командир воинской части с ними позволял себе: "Такой-сякой, что ты там придумал себе, какое заболевание?! Я сейчас вытащу пистолет и застрелю, и никто тебя не найдет". То, когда воинская часть официально является уже ответчиком, а командир воинской части приезжает на судебное заседание, совершенно другая позиция. Там все сразу: "Пожалуйста, да разве мы против?! Если у человека заболевание, то, конечно, зачем же он туда поедет".

Материал полностью можно прочитать на сайте Сибирь.Реалии.

XS
SM
MD
LG