Ссылки

Новость часа

"Мама не звонила и не звонила". Как киевская учительница стала пленницей на Донбассе


Как киевская учительница стала пленницей на Донбассе
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:04:59 0:00

Как киевская учительница стала пленницей на Донбассе

В тюрьмах и СИЗО на неподконтрольной территории Донецкой и Луганской областей, по информации уполномоченной Верховной Рады по правам человека Людмилы Денисовой, удерживаются 30 женщин. Среди них оказалась и учительница физики и математики Наталия Шило. Ее задержали летом этого года. Дочь Наталии и ее коллеги рассказали Настоящему Времени, что известно о ее заключении.

Только сейчас, спустя почти полгода после задержания матери на неподконтрольной Киеву территории, Ирина нашла в себе силы, чтобы публично рассказать об этом. На интервью она приходит в маминой одежде: "Мне просто уютно и комфортно. Мама кайфовала от этих вещей, и я кайфую. Потом она приедет, и я ей отдам".

Наталия – учительница физики и математики, родом из неподконтрольной Киеву Горловки. Сразу же после начала вооруженного конфликта она уехала оттуда в Харьков, а со временем перебралась и в Киев.

"Я ее забирала как раз под Новый год, в декабре 2014 года. Я ее вообще не узнала: она очень сильно поседела, постарела. У нее было отчаяние на лице, страх, грусть. Я на нее смотрю, а ее трясет. Это война очень сильно отпечаток дает", – рассказывает Ирина Шило.

Ирина и Наталия
Ирина и Наталия

В неподконтрольной Горловке осталась бабушка Ирины и мама Наталии Шило. В июле этого года Наталия поехала ее проведать перед операцией. Но так и не доехала: ее задержали на блокпосту и обвинили в "шпионаже".

"Мы раньше ездили через Майорский блокпост в Горловку. Сейчас он не работает. Поэтому мама ехала через Украину – Россию, Россия – "ДНР", – рассказывает дочь Наталии. – Но мама не звонила, не звонила, и тогда я уже сама связалась с перевозчиком, и он сказал, что маму задержали. У меня просто как земля из-под ног ушла. Я тогда, наверное, сознание не потеряла буквально, чтобы упасть, но это настолько страшно услышать".

За что могли арестовать ее мать, простую учительницу физики и математики, Ирина не понимает. Девушка показывает фотографии с церемонии награждения мамы в Харькове: в 2018-м Наталия Шило стала "Учителем года": "Она была невероятно счастливая. А в этом году она впервые за 30 лет за свою профессиональную карьеру не была на первом звонке".

Это та самая специализированная школа в одном из районов Киева, где последние полгода работала Наталия Шило. После ее задержания на неподконтрольной Киеву территории большую часть вещей учительницы коллеги забрали со съемной квартиры сюда на хранение.

"Тут хранится часть вещей нашей Наталии, в этой коробке, – показывает ее коллега. – Небольшая сумка, другие вещи в другом кабинете, там сейчас закрыто. А это цветы из ее кабинета, из ее дома, которые тоже будут ждать ее возвращения".

Несмотря на то, что Наталия Шило была учителем в этой школе меньше года, она быстро заработала авторитет, рассказывают ее коллеги. Как педагога ее здесь ценят и очень ждут.

Заведующая школьной библиотекой Анжела Мамарева рассказывает, что задержание Наталии для нее стало шоком. "Скажите мне, много учителей у нас находятся в плену? Наверное, она единственная на сегодня, если говорить об этой профессии. Абсурд полный. Обвинить человека в шпионаже только за то, что ну я не знаю… Нашли у нее желто-голубой флаг на аватарке или на фотографии? Таких абсурдных ситуаций, я думаю, там очень много".

Наталия Шило
Наталия Шило

Директор школы Валентина Почтар говорит, что для нее задержание учительницы стало ударом: "Я не могла спать несколько ночей. Я вообще не могла прийти в себя. Женщина едет к своей матери после операции. Скажите, пожалуйста, какой может быть шпионаж? В чем? Она работала с утра до ночи с детьми".

Но сложнее всего, говорит Валентина Почтар, было рассказать об этом детям, у которых Наталия была классным руководителем. "Девочки плакали просто. У парней удивление: почему?" – рассказывает директор школы.

Тяжело это осознать до сих пор и Ирине, дочери Наталии. Связь с матерью она держит только через адвоката. Судебные заседания по сути дела еще не начались. Пока что женщина находится в СИЗО в неподконтрольном Донецке. Ее внесли в списки на обмен. Но когда он случится – на этот вопрос у властей пока ответа нет.

Ирина Шило плачет: "Не хочу говорить о том, что этот Новый год я встречаю без мамы. Не знаю, как это – встречать Новый год без мамы.

"Есть люди, которых родственники ищут с 2014 года". Депутат Верховной Рады о ситуации с пленными

На вопрос Настоящего Времени о ситуации с пленными на неподконтрольных территориях и перспективах обмена ответила депутат Верховной Рады от правящей партии "Слуга народа" и представитель Украины по гуманитарным вопросам в Минском процессе Галина Третьякова.

Депутат Верховной Рады Галина Третьякова о ситуации с пленными
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:01:58 0:00

— Президент Украины Владимир Зеленский недавно заявил, что среди прочего вопрос об обмене пленными обсуждали Байден и Путин во время своего последнего разговора. И, по версии Зеленского, переговоры об этом в Минской группе после как раз разговора Байдена и Путина должны были сдвинуться с мертвой точки. Вы ощутили, что они сдвинулись с мертвой точки?

— Я бы сказала, что если и есть у меня какое-то ощущение, то это очень такой медленный сдвиг. Мы до сих пор не имеем информации. Мне кажется, что украинская сторона сделала со своей стороны все для того, чтобы ускорить процедуры взаимного освобождения лиц. Однако с той стороны мы даже после разговора Путина с Байденом не получили подтверждения удержания наших граждан на той территории.

Я еще раз вернусь к тому, что у нас 310 [пропавших] граждан и подтверждения их пребывания на той территории у нас нет. Есть люди, которых родственники ищут с 2014 года. Мы не знаем, живы они или нет, мы не знаем, можно ли этих лиц, которых мы ищем как живых, искать уже и как пропавших без вести. У нас есть такой трек отдельный переговорный по поиску пропавших без вести. Поэтому без верификации с той стороны, удерживаются ли эти лица, сказать сегодня четко, кого мы можем забрать, невозможно. Таким образом, первый шаг, который бы говорил о том, что возможно освобождение лиц, – это подтверждение той стороной пребывания в их пенитенциарных системах, в их колониях тех людей, которых по списку мы запрашиваем. Этого шага не было сделано до сих пор.

XS
SM
MD
LG