В Литве новый премьер: парламент 26 августа утвердил в должности представителя социал-демократической партии Ингу Ругинене, которая ранее была министром соцзащиты и труда. За ее кандидатуру проголосовали 78 депутатов, 35 высказались против, еще 14 воздержались. После одобрения Сеймом Ругинене не позднее чем через 15 дней после своего назначения должна будет представить парламенту составленный и утвержденный президентом кабинет министров, а также вынести на рассмотрение парламента программу нового правительства.
Ругинене относительный новичок в политике, а до прихода в парламент около семи лет возглавляла Литовскую конфедерацию профсоюзов, которая объединяет более 50 тысяч человек. У нее левые, социал-демократические взгляды, ее обвиняют в пророссийской позиции и симпатиях к Палестине, а ее родные родом с Донбасса.
Смена премьера в Литве произошла после ухода в отставку Гинтаутаса Палуцкаса. Политика заподозрили в незаконном обогащении и коррупции в связи с получением его компанией денег от государственного банка, который поддерживает новые бизнесы. Сначала Палуцкас отрицал обвинения, потом ушел в отпуск с формулировкой "Надо позаботиться о пчелах", и наконец заявил об отставке с поста:
Правящая партия социал-демократов выдвинула на замену Палуцкасу Ингу Ругинене, несмотря на ее относительно небольшой опыт в политике.
"Я никогда не смогу спрогнозировать будущее, но и испытывать страх себе не позволю, — сказала та перед утверждением. — Скажу вам с улыбкой: оглядываться назад и дрожать перед лицом вызовов я точно не буду. Мне кажется, что сегодня мы должны сосредоточиться на работе. Литве нужна стабильность и спокойствие. Литва нуждается в точных решениях, которые ориентированы на людей".
"Она действительно левая по своим убеждениям, по своему политическому мировоззрению. И, кстати, этого много лет не было в партии социал-демократов, что премьер-министром становится действительно левый политик, социал-демократ по убеждениям", — говорит о Рунгиене политический аналитик Владимирас Лаучюс.
По словам Лаучюса, партия социал-демократов давно дрейфовала в сторону либерализма и сегодня в Литве, скорее, поддерживает интересы бизнеса. Инга Ругинене занимает прямо противоположную позицию: она ставит на первое место права рядовых работников и выступает за прогрессивную шкалу налогобложения, настаивая, что богатые должны платить больше. Будучи министром соцзащиты, она провела реформу, которая позволяет жителям при желании забирать свои накопления из обязательного пенсионного фонда второй ступени еще до окончания трудового стажа: за это ее критиковали как местные банки, так и представители МВФ и Еврокомиссии.
Инга Ругинене также выступает за легализацию однополых браков (эту точку зрения многие не поддерживают в католической Литве) и ратификацию Стамбульской конвенции. Ключевая цель этого документа – предотвратить насилие в отношении женщин. Политик отстаивает право национальных меньшинств на развитие своего языка и культуры и не считает нужным закрывать русскоязычные госшколы. Она также активно поддерживает закон, который позволит женщинам прерывать беременность за счет государства, и отвергает вмешательство католической церкви и религии в законотворческий процесс.
Кроме этого, Ругинене сочувствует палестинцам в Газе.
"Хочу сказать одно с полной ответственностью: мы должны обеспечивать гуманитарную помощь гражданскому населению в любой зоне конфликта. Неважно, идет ли речь о Палестине или о другой стране, оказавшейся в зоне военных действий – это мы должны обеспечить", – подчеркивала она.
Оппозиция в лице правых партий – консерваторов и либералов – считает, что Ругинене – слабый кандидат на пост главы правительства.
"Для меня как либерала ее взгляды и политическая позиция неприемлемы, – говорила Виктория Чмилите-Нильсен, глава партии “Движение либералов”. – Мы не видим оснований поддерживать эту кандидатуру, учитывая ее содержание как политика, а также недостаток опыта, принципиальности и работу в коалиции".
Также часть оппозиции и правые политологи обвиняют Ругинене в пророссийскости. Поводом для нападок послужило то, что в одном из интервью она назвала себя "советским ребенком", а также призналась, что в 2015-м и 2018-м годах ездила в Россию – там живут ее родственники. И хотя законом это не запрещено, оппоненты Ругинене указывают на моральный аспект подобных действий.
"Ни один литовец с более или менее здравым умом не называл себя "советским ребенком", – подчеркивал политический обозреватель Римвидас Валатка. – Литовцы называли себя литовцами, как могли, и гордились этим. А были и тысячи тех, кто не боялся заявлять, что они – дети партизан или депортированных, что они родились в ссылке и носят на себе вечный знак сибиряка".
“Сейчас вопрос уже не о том, "чей Крым", а о том, как кандидатка на пост премьер-министра реально оценивает существующую угрозу, которую Россия представляет для Литвы, – задавался вопросом о Ругинене политический аналитик Марюс Лауринавичюс. – После таких ее публичных заявлений возникает вопрос: адекватен ли ее подход к России и не представляет ли он угрозу нацбезопасности Литвы?"
Сама Инга Ругинене публично заявляет, что поддерживает Украину в конфликте с Россией и будет это делать до победы. После начала полномасштабных боевых действий она в статусе министра соцзащиты Литвы не единожды посещала Украину, и, по словам политика, с украинцами у нее особая связь. Ее родственники по материнской линии родом с Донбасса, и в детстве она все лето проводила именно в Украине.