Ссылки

Новость часа

"У нас невиновность не является основанием для оправдания". Муж белорусской журналистки Екатерины Андреевой – о запрете навестить ее в СИЗО


Екатерина Андреева и Игорь Ильяш – журналисты телеканала "Белсат"
Екатерина Андреева и Игорь Ильяш – журналисты телеканала "Белсат"

Журналисту "Белсата" Игорю Ильяшу запретили свидание с женой. Екатерина Андреева, также журналистка "Белсата", находится под стражей с ноября 2020 года по обвинению в "организации и подготовке действий, грубо нарушающих общественный порядок".

Постановление об отказе в свидании Ильяш получил от старшего следователя Игоря Куриловича и опубликовал его в фейсбуке.

На каком основании власти отказали Ильяшу и чего он ждет от 2021 года, журналист рассказал в интервью Настоящему Времени.

Муж белорусской журналистки Андреевой – о запрете навестить ее в СИЗО
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:00:29 0:00

— Речь шла о попытке изменить меру пресечения и о попытке добиться свидания с Екатериной, – рассказывает Ильяш. – Оба этих ходатайства были отклонены. В принципе, я реально объективно оценивал ситуацию и понимал, что с учетом политического характера дела мне вряд ли позволят встретиться с Екатериной до суда и вряд ли изменят меру пресечения. Хотя в белорусском законодательстве и существует такая норма, как изменение меры пресечения под поручительство, на практике я не слышал, чтобы это реально применялось. В нашей практике белорусского авторитарного режима такого просто еще не существовало, по-моему.

Действительно, у них были достаточно предсказуемые отказы, но удивили сами формулировки, на основании чего следователи отклоняли ходатайства. Они просто лишены всякого смысла. В случае отказа в свиданиях следователь ссылается на то, что Катя может якобы скрыться от правосудия, оказать давление на следствие и так далее. Это просто лишено всякого смысла, потому что в своем ходатайстве я прошу всего лишь о свидании, а не об изменении меры пресечения. Я прошу не выпустить Екатерину, а скорее пустить меня в тюрьму к ней. То есть ссылаться на это – это совершенно необоснованно и бессмысленно, абсурдно.

Я знаю, и знают все, что Екатерина полностью невиновна и нет ни малейших оснований в принципе ее привлекать к ответственности. Она просто выполняла свои профессиональные обязанности. Ее преследуют только за то, что она честно их исполняла и показывала ту правду, которую власти хотели бы скрыть. При этом я понимаю, что у нас невиновность человека не является основанием для его оправдания. И в таких политических делах вероятность полностью оправдательного приговора невелика, скажем прямо. Я верю в то, что хотя бы не будет избранно наказание, связанное с лишением свободы.

— В какой фазе сейчас политическое противостояние в Беларуси, происходят ли какие-то изменения?

— В таком же разрозненном состоянии, в каком оно находилось после выборов 2020 года. Ситуация-то сложилась под воздействием, безусловно, репрессий, прежде всего политических. В такой же ситуации находимся и мы теперь. То есть основная деятельность фактически ведется из-за границы, потому что люди были либо изгнаны, как в случае с [кандидатом в президенты-2020] Светланой Тихановской, либо сами уехали, понимая, что в любой момент их могут арестовать, либо они просто находятся за решеткой на территории Беларуси как [член Координационного совета оппозиции] Мария Колесникова.

Так что делать большой акцент на поведении именно оппозиции я бы в данном случае не стал, потому что это было противостояние общества и власти, весь 2020 год его инициатором, главной движущей силой было именно общество. Это белорусы, которые объединялись по горизонтальному, а не вертикальному принципу. Практически всю кампанию, весь 2020 год, будь то старая оппозиция либо новая, догоняли эти ожидания

Главная вера на 2021 год в том, что эти процессы, которые запустились в 2020 году, процессы этого горизонтального объединения, солидаризации, рождения и становления белорусской политической нации продолжатся и приведут к логическому завершению – к крушению режима Лукашенко, что в исторической перспективе, конечно, неизбежно.

  • Екатерина Андреева (Бахвалова) была задержана 15 ноября во время протестной акции в Минске. Сейчас она находится в СИЗО в Жодино. Беларусские правозащитники признали журналистку политзаключенной. Следственный комитет отказался освободить Андрееву под поручительство председателя Белорусской ассоциации журналистов и известных белорусских журналистов.
  • В ноябре суд Центрального района Минска присудил журналисту Игорю Ильяшу 15 суток ареста. Его обвиняли в участии в несанкционированном мероприятии. По словам коллег Ильяша, он не участвовал и не освещал акции протеста.

Что происходит в Беларуси?

Акции протеста и забастовки в Беларуси не утихают с 9 августа 2020 года, когда в стране прошли президентские выборы. По утверждению ЦИКа, победителем в очередной раз стал Александр Лукашенко. Выступления граждан жестоко пресекаются милицией и ОМОНом.

Представители оппозиции сформировали Координационный совет для передачи власти в Беларуси, но члены президиума этого органа оказались либо под арестом, либо за границей.

В октябре Европейский союз ввел санкции в отношении 40 чиновников из Беларуси за фальсификацию выборов и репрессии против участников протестов. В санкционный перечень попали глава МВД страны и его заместители, а также весь состав ЦИК.

По данным Белорусской ассоциации журналистов, всего в 2020 году в стране было задержано 480 журналистов, восемь остаются за решеткой.

Настоящее Время ведет хронику этих событий.

XS
SM
MD
LG