Ссылки

Новость часа

"Он хотел, чтобы люди видели адмирала, а не пожилого дедушку ". Премьера фильма "Адмирал Чумаков" Лорье Фурнье


Борис Васильевич Чумаков – адмирал советского торгового флота на пенсии. Он живет на северо-востоке Кыргызстана, в высоких горах, в городе Балыкчи, на берегу одного из самых глубоких озер в мире Иссык-Куля. Веселый, неунывающий, любопытный пенсионер занимается спортом, народной медициной и каждый день, надевая форму, идет в порт. Точнее в то, что осталось от него. Познакомившись с адмиралом, режиссеры Лорье Фурньеи Арно Альберола решили сделать его героем своего документального фильма.

Мировая премьера "Адмирала Чумакова" состоялась на кинофестивале Искья в Италии в июле 2021 года, где фильм получил главную премию в программе "Отказано в местонахождении". Лорье Фурнье – французский режиссер, композитор, оператор, автор игровых и документальных фильмов. Он учился в Сорбонне в Париже, а также в киношколе Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.

Фильм будет доступен на сайте с 11 октября 22:00 мск в течение семи дней.

Мы поговорили с Лорье Фурнье о работе над картиной.

Лорье Фурнье на фестивале Искья
Лорье Фурнье на фестивале Искья

Вы из Франции, учились в Калифорнии, снимали там игровое кино. А потом приехали в Кыргызстан и сняли документальный фильм? Расскажите, как так получилось. Как вы туда попали?

– Я привык путешествовать еще в детстве, с родителями. Это очень органичный для меня процесс. Дело в том, что мои родители – профессора в университете, они специалисты по Центральной Азии. Я с детства связан с этим регионом. Он всегда был частью моего воображения. С 9 до 12 лет я жил в Ташкенте, мой папа был директором французского института. Там в Ташкенте я выучил русский. Потом я вернулся во Францию. И пять лет назад моей маме предложили стать главной французского института в Бишкеке. Так я снова вернулся сюда, в Центральную Азию.

Сначала я приехал сюда в Бишкек с задумкой для игрового фильма. У меня не было желания делать документальное кино. Но когда я встретил Бориса Васильевича, у меня появилась идея сделать фильм с ним и о нем. Я не думал о жанре, будет ли он документальным или игровым. Но, в принципе, для меня никогда не существовало разницы между этими жанрами, ведь границы очень размыты. Даже в моем первом фильме, который я снимал в Лос-Анджелесе, где история и персонажи выдуманы, все снималось в реальных локациях, и реальность переплеталась с выдумкой. А здесь, наоборот, персонажи и ситуации реальные, но были некоторые постановочные вещи.

Как вы нашли Бориса Васильевича? Удивительно, где вообще можно найти подобного человека?

– Я путешествовал с моим другом и сорежиссером Арно через Кыргызстан в поисках локаций и идей для игрового проекта. Мы были вдвоем, у нас была машина, камеры и ноутбуки. До этого моя мама рассказывала мне, что есть такой человек. И когда мы были недалеко от города Балыкчи, я подумал, не заехать ли нам туда и не поискать его. Был вариант поехать дальше, но я по натуре очень любопытный человек, и я решил хотя бы познакомиться с ним. У нас не было его адреса, мы стали спрашивать прохожих, и, конечно, все в округе знали, где он живет. Мы постучали в его дверь, он открыл, увидел нас, сказал: "Подождите минутку" – и закрыл дверь. Мы ждали полчаса, потом он вышел во всем обмундировании. Это был готовый персонаж фильма.

Кадр из фильма "Адмирал Чумаков"
Кадр из фильма "Адмирал Чумаков"

Сколько времени потребовалось на съемки? Как долго вы работали с ним?

– Съемочный период занял два месяца, но в общей сложности мы туда ездили на протяжении целого года.

В фильме видно, что он очень одинок, но при он не закрыт, а очень открыт миру. У него доверительное отношение с камерой, он чувствует себя с ней как рыба в воде. Что Борис Васильевич сказал вам после просмотра?

– Я был очень рад, что "Адмирал Чумаков" стал фильмом открытия на кинофестивале в Бишкеке. Все было очень торжественно, были песни, официальные речи. Это все видел Борис Васильевич, и, конечно, он был очень горд. Я весь фильм смотрел на него, чтобы видеть его реакцию. Когда фильм закончился, я видел, что его глаза были на мокром месте. Хотя обычно он очень сдержан и никогда не показывает подобные слабости. После фильма мне не удалось услышать обратную связь, на нас "накинулись" журналисты, официальные лица. Но спустя два дня я приехал к нему, чтобы спросить, понравилось ли ему. И он сказал: "Это лучший фильм" – а потом добавил: "Хорошее название! Двумя словами все сказали. Четко".

Кадр из фильма "Адмирал Чумаков"
Кадр из фильма "Адмирал Чумаков"

Сложно было работать с ним? И вообще снимать в Кыргызстане?

– Это две разные истории. Работать с ним было комфортно. Так как я говорю по-русски, то он сразу же начал относиться ко мне как внуку. Но так как у него особое представление о себе, он не хотел показывать какие-то аспекты своей жизни. Он хотел, чтобы люди видели адмирала, а не пожилого дедушку в своей квартире. Нам понадобилось очень много времени, чтобы он разрешил снимать у себя дома. Но как только мы получили разрешение, процесс пошел.

Что касается съемок в Кыргызстане, нам повезло. Вообще, местные очень любят французскую культуру. Все были очень дружелюбны и доброжелательны. У нас была маленькая команда, три человека, среди которых один из Алматы. Так что было просто.

В фильме он довольно враждебно говорит об американцах. Как вы думаете, доверился ли бы он вам, если бы вы были не французом, а, скажем, американцем?

– Он бы точно относился бы ко мне хуже. Французская культура для него очень много значит. Например, мы были как раз в июле. И 14 числа он вспомнил, что это День взятия Бастилии. У него большая французская библиотека: Дюма, Бальзак, Доде. Все это помогло наладить контакт, выстроить доверие. Я думаю, что он достаточно умный человек и не захлопнул бы дверь перед моим носом, если бы я был американцем. Но это точно бы что-то изменило в его отношении.

–​ Как вы думаете, в процессе съемок, он как-то изменился? Может быть, покончил с этой ностальгией по прошлому? Может, съемки в фильме заставили его пересмотреть свое отношение к повседневности?

– Может быть, мы очень много спорили об этом. Но я хотел бы отметить в его защиту, что если бы он был полностью погружен в свое прошлое, то он не был бы таким интересным персонажем для моего фильма. Он гораздо глубже, сложнее. Его взгляд не направлен только на прошлое. Он очень любопытен и интересуется всем, что происходит в мире. Например, моя бабушка – ей столько же лет, но она не интересуется мировыми новостями так, как он. Например, когда я был там, он спрашивал о "желтых жилетах". Как только он получает пенсию, он идет покупать газеты. Конечно, порт – это все, что было в его жизни и в молодости. Конечно, он ностальгирует, видя всю разруху, но не только по политическим причинам. Он очень поэтичен, его связывают довольно теплые отношения с лодками и озером. Это для меня было очень важно.

Кадр из фильма "Адмирал Чумаков"
Кадр из фильма "Адмирал Чумаков"

Вы в фильме как раз акцентируете внимание зрителя на лодках, в том числе за счет музыки, с помощью которой вы оживляете эту груду ржавого железа. Старые лодки начинают говорить с помощью странных звуков и довольно экспериментальной музыки. Очень поэтический прием. Вы сами писали ее?

– Да, как раз за "странную часть" отвечал я. Всю музыку мы писали вместе с очень талантливым музыкантом Сильваном Бару. Он играет на всех видах духовых инструментов. Там где звучат флейты, это его придумки.

–​ Да, в фильме много восточных мотивов. Но мне как раз запомнились ударные, звуки металла. Это очень похоже на музыку завода из фильма советского классика Дзиги Вертова "Энтузиазм: симфония Донбасса".

– Спасибо за комплимент. Так как я писал музыку во время карантина, у меня было время поэкспериментировать, как раз поработать над комбинированием шума и музыки. Я записывал музыку дома, используя бытовые металлические приборы. Все, что находил. Заставлял металл говорить. Но на это меня вдохновило как раз отношение Бориса Васильевича к лодкам.

–​ В фильме вы снимаете разговор героя с дочерью по видеосвязи. Очень странно, что они не видели друг друга почти 30 лет. Его никто не навещает. Вы знаете причину?

– Я не знаю, почему она не приезжает. Очень многие уехали в Россию, но все равно приезжают. Это отчасти объясняет его одиночество. Он не считает, что то, что она его не посещает, – это проблема. Он никогда не говорит ничего плохого о ней: "У нее просто много дел". Интересно, что он никогда не жалуется по этому поводу. Просто продолжает вставать в пять утра, делать зарядку и жить не опуская рук. И это меня впечатляет в нем.

Кадр из фильма "Адмирал Чумаков"
Кадр из фильма "Адмирал Чумаков"

Было здорово, если бы дочь посмотрела фильм и поняла, что ей надо поскорее приехать и навестить отца.

– Да, я надеюсь на это.

Над чем вы работаете сейчас? Какие у вас планы на будущее?

– Я сейчас работаю над игровой картиной. Как я сказал, для меня меня нет особой разницы между игровым и документальным. Но если я в будущем встречу человека, который будет так же интересен, как Борис Васильевич Чумаков, я сниму еще один документальный фильм.

Коронавирус. Вся статистика
XS
SM
MD
LG