Ссылки

Новость часа

"Больше тяжелых случаев. Больше больных, которым нужен кислород". Репортаж из больниц в Киеве и Харькове, где лечат COVID-19


Пациент больницы, где лечат COVID-19, в сопровождении медика. Киев, 30 марта 2021 года. Фото: Reuters
Пациент больницы, где лечат COVID-19, в сопровождении медика. Киев, 30 марта 2021 года. Фото: Reuters

В Украине лишь одна область в "желтой" зоне – то есть в ней умеренный уровень заболеваемости COVID-19. Десять областей и Киев отнесли к "красной" – самой опасной зоне по темпам распространения вируса. Города один за другим усиливают карантин. В Киеве с пятого апреля снова закроются столичные детские сады, а школы перейдут на "дистанционку".

Тех, кого кладут в больницы, все больше, и медицинская система страны может просто не выдержать нагрузки, говорят врачи. Корреспонденты Настоящего Времени побывали в больницах в Киеве и Харькове.

Репортаж из больниц в Киеве и Харькове, где лечат COVID-19
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:05:25 0:00

Киев. Новый агрессивный штамм

Четвертая муниципальная больница Киева уже год полностью перепрофилирована под лечение больных с COVID-19. С учетом всех санитарных норм здесь организовали 455 коек. У боксов инфекционного отделения всегда небольшая очередь из тех, кто пришел проведать своих близких.

"Здесь окошечко, где санитары принимают все передачи. Мы не имеем права туда зайти, они приносят в палату непосредственно для больного", – говорит Василий. Он принес передачу своему 65-летнему другу.

"Он запустил [болезнь], – рассказывает Василий о заболевшем друге. Тот в больнице уже четвертые сутки. – Он заболел, симптомы, температура, он пытался самостоятельно дня три бороться. А потом уже не выдержал, пошел в поликлинику, получил направление и попал сюда. То есть задержка где-то дней пять-семь".

"Состояние его в принципе средней степени тяжести, – на пороге появляется врач с обнадеживающими новостями о друге Василия. – Он без ухудшений, на двух антибиотиках. Сегодня высокой сатурации пока не было".

Дежурный врач Екатерина Богданова отвечает за все инфекционное отделение больницы. Для нас она находит лишь несколько минут: "Все мы сейчас живем в эпидемии. Нагрузка большая. Мы справляемся, но очень тяжело".

Богданова рассказывает, что новый штамм коронавируса намного агрессивнее того, с которым медики столкнулись прошлой весной. Смертность увеличилась:

"Больше тяжелых случаев. Больше больных, которым нужен кислород. COVID ведет себя абсолютно непредсказуемо, то есть раньше мы могли себе что-то прогнозировать по каким-то параметрам, а теперь может относительно молодой человек поступить без хронических заболеваний. Все это может очень тяжело протекать, со всеми последствиями".

О том же говорит и главврач Татьяна Мостепан. Свободных коек в 4-й муниципальной больнице Киева почти не осталось: "В последний месяц, даже немного больше, чем месяц, не меньше чем на 90% наше заведение заполнено. Эта цифра непостоянная, она варьируется – все зависит от выписки. Поэтому мы стараемся при лечении стабилизировать, и если пациент не нуждается в инъекционных мерах, не нуждается в кислороде, но еще нужно долечивать – мы таких пациентов передаем на первичное звено, на семейных врачей. Потому что лечение и реабилитация таких тяжелых пациентов достаточно долгий процесс".

Пациенты теперь проводят в стационаре больше времени – а это дополнительная нагрузка на систему здравоохранения: "Все зависит от того, насколько тяжелый пациент: если он был в реанимации – это одно количество дней, если пациент все-таки не дошел до реанимации – немного меньше. Но точно могу сказать, если в прошлом году мы наблюдали [пациента в стационаре] в среднем девять дней, то сегодня это намного больше – 12, 13, 14. Если реанимационный больной, то еще больше", – говорит Татьяна Мостепан.

Харьков. "Эффект снежного кома"

Без усиленных ограничений пока живет Харьков. Местные волонтеры, которые помогают больницам, говорят, что даже элементарный масочный режим в городе соблюдают единицы.

"В регионе не соблюдаются никакие нормы карантина – масочного режима, социальной дистанции. Поэтому распространение болезни в нашем регионе абсолютно неконтролируемо. И это приводит к тому, что... ну эффект какого-то снежного кома", – сетует волонтер Наталья Попова.

Даже если город перейдет в "красную" зону, школы и детсады закрывать не будут. "Вы все молодые люди, у вас всех есть маленькие дети. И это просто катастрофа, когда дети маленькие: их деть некуда. Вы прекрасно понимаете, что мы уже за этот год научились осуществлять все противоэпидемические мероприятия, которые необходимы для того, чтобы дети не заболели. В садах заболеваемость детей вообще минимальная", – объясняет это решение директор департамента образования Харьковского городского совета Ольга Деменко.

При этом места в опорных больницах в Харькове закончились еще неделю назад. Свободные койки есть в некоторых районах области.

"У нас стопроцентная загрузка кислородных точек, стопроцентная, – говорит волонтер Наталья Попова. – Реанимационных кроватей, обеспеченных кислородом, сейчас в регионе нет однозначно. Поточный кислород, который от кислородных трасс, – то же самое. Он отсутствует. Есть коечный фонд, который запитан от концентраторов, но, если состояние пациентов ухудшается, куда их переводить? Никто на этот вопрос ответить просто не может".

Многие больницы используют привозной кислород. Но из-за пандемии емкостей для его хранения не хватает. Дополнительные бочки начали экстренно устанавливать возле ковидных отделений. Первая появилась на территории областной клинической больницы. Ее офтальмологический корпус еще осенью отдали для лечения пациентов с коронавирусом.

"Введение в эксплуатацию этой бочки очень упростит ситуацию. Почему? Потому что в настоящее время кислород, которым дышат пациенты с ковидом, мы получаем из большой центральной бочки, которая в том числе обеспечивает и девятиэтажный корпус, где находится и реанимация, и операционные, и детская реанимация, и кардиологическая реанимация", – говорит Владимир Ярош, главврач областной клинической больницы Харькова.

Эпидемиологи считают, что значительно улучшить ситуацию в стране могла бы массовая вакцинация. Однако пока в Украине, где проживает 38 миллионов человек, вакцинировали чуть меньше 250 тысяч.

XS
SM
MD
LG