В Праге открылась выставка белорусской художницы Руфины Базловой, которая рассказывает о политзаключенных в Беларуси с помощью традиционной вышивки. Танки, тюрьмы и имена узников – все это вписано в орнаменты, вышитые красным крестиком и понятные без слов.
"С помощью орнаментов можно рассказывать истории, то есть если каждый символ что-то обозначает, то сложив эти символы вместе, можно как бы написать текст. Но это также и культурный язык или культурный код белорусский, – объясняет Базлова. – Формой традиционного орнамента можно как раз-таки рассказать историю современной Беларуси. Это отлично работает, потому что все видно по картинкам, даже если иностранцы подробно не знают, они так по картинкам могут понять".
Проект называется #FramedInBelarus – то есть "За решеткой в Беларуси". В создании работ приняли участие больше 700 человек со всего мира: они вышивали по схемам, которые отправляла им художница.
"Мы таким образом говорим не только во время выставок, но и таким "сарафанным радио", когда люди едут в автобусе, в поезде, вышивают, сами организовывают воркшопы и так далее. Поэтому людям вокруг становится интересно, и таким образом информация тоже распространяется", – говорит Руфина.
Сегодня 40 ее работ представлены в Пражской городской галерее на выставке активистского искусства Чехии. Уроженка Гродно живет в Чехии с 2008 года. И уже пять лет – после начала протестов в Беларуси – рассказывает о незаконно осужденных у себя на родине.
"Как строится схема [вышивки]: это всегда тюрьма, у которой падают стены. Потом – имя, фамилия политического заключенного. И это есть, в общем-то, сам кейс, мы называем дело, по которому человек находится в тюрьме. Здесь название этого дела", – показывает работы художница.
Данные о деле и истории обвиняемых Руфина берет с сайта правозащитного центра "Вясна". Организация занимается защитой прав человека и помогает политзаключенным в Беларуси.
"Если я что-то знаю про историю, я стараюсь это изобразить в этом месте вокруг человека. Здесь, например, человек, у которого есть один ребенок, и он вроде как программист. Также здесь можно увидеть лейблы. Террорист – это люди в тюрьмах, которые получили статус террориста. Эти нитки по сути, собирают эти кейсы. Это значит, что это группа людей, которые были задержаны по одной и той же причине".
Участие в проекте позволяет людям проявить солидарность и символически поддержать политзаключенных с помощью нетрадиционного, тихого политического протеста, рассказывает художница:
"Мне не всегда комфортно в толпе людей, и мне не всегда комфортно идти, что-то там кричать, ходить с лозунгами и плакатами. Я более интровертная, и также есть и другие люди, которые более интровертны, но они хотят как-то проявиться. Это одна из форм, как они тоже могут об этом сказать. Такая форма так называемого тихого протеста. Это такая международная солидарность".
Куратор выставки Йитка Главачкова считает, что такая форма солидарности через искусство превращает зрителя из пассивного наблюдателя в участника происходящего. А вышивание становится активизмом: "Искусство, безусловно, является функциональным, если оно решает стать активистским. То есть, например, оно может стать инструментом конструктивных социальных изменений или каким-то образом решить участвовать в общественно-политической жизни".
"Демократия – это люди, это публика, – считает Йитка Главачкова. – Помимо таких институтов как парламент, правительственных советов и тому подобного существует также острая необходимость в каких-то критических, открытых публичных дебатах. И чем больше эти структуры способны принимать эту критику, тем лучше работает демократия".
Художница не теряет надежды, что когда-нибудь сможет провести персональную выставку в Беларуси. Рассказывает: с ней вышивали и политзаключенные, которые уже вышли на свободу. А тем, кто узнал о проекте, находясь за решеткой, было приятно узнать, что о них не забывают.
"Я, конечно, мало чего могу сделать как художница, но рассказывать об этом такой формой, сохранить это на будущее, чтобы эта история помнилась и не повторялась – идеально, – говорит Руфина. – О том, какие зверства творились в тюрьмах, и творятся, я думаю, что это уже нужно слушать из первых уст".
Выставка в Праге продлится до марта 2026 года, но многие работы Руфины Базловой сейчас выставляются в Польше и Норвегии.
По последним данным "Вясны", в белорусских тюрьмах остаются более 1100 политзаключенных.