Ссылки

Новость часа

Изменит ли передача Украине американских ракет ATACMS ситуацию на фронте – комментирует эксперт Украинского института будущего Иван Ступак


Владимир Путин заявил, что американские дальнобойные ракеты ATACMS не смогут изменить ситуацию на фронте. Вероятно, именно ими ВСУ на этой неделе атаковали российскую авиацию на аэродроме в оккупированном Бердянске Запорожской области. Расследовательский проект "Схемы" Украинской службы Радио Свобода опубликовал спутниковые снимки аэродрома в Бердянске, где видны, скорее всего, следы от уничтоженных вертолетов.

Командование сил спецопераций сообщило, что в ходе операции под названием Dragonfly были уничтожены девять вертолетов. Факт удара ракетами ATACMS по аэродрому с российской техникой в оккупированном Бердянске косвенно подтвердил и президент Украины Владимир Зеленский. А украинский Генштаб опубликовал видео их запуска.

ATACMS – это дальнобойные ракеты, которые Украина просила у США. О том, что в Белом Доме решили передать эти ракеты, стало известно после визита Владимира Зеленского в Вашингтон. Американское издание Politiko пишет, что решение держали в полном секрете, чтобы сохранить элемент неожиданности и чтобы Россия не успела отодвинуть свои склады и базы дальше от линии фронта.

По данным New York Times, Пентагон передал ВСУ около 20 ракет. Эта модификация ATACMS является кассетным снарядом и несет 950 суббоеприпасов. Анонимные чиновники также рассказали, что США поставили условие: не бить их ракетами по территории России.

О передаче ракет ATACAMS Украине и о том, как они могут изменить ситуацию на фронте, – Настоящему Времени рассказал эксперт Украинского института будущего Иван Ступак.

Военный эксперт – о ракетах ATACMS
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:06:54 0:00

Путин говорит, что ATACMS не смогут изменить ситуацию на фронте. А как думаете вы?

– Конечно, смогут изменить. Смотрите, как сыграла даже эта ограниченная передача в 20 единиц. Можно долго не рассказывать, какие там суббоеприпасы, как они летят. Посмотрите на результат. Ваши коллеги из проекта "Схемы" правильно сказали, что были уничтожены семь [вертолетов] и еще четыре повреждены. Стоимость каждого такого вертолета, если это Ка-52, – $16 млн. Прилетела ракета 1996 года производства.

Кстати, российские паблики, военкоры писали на эту тему следующее: "Всю ночь что-то прилетало, наше ПВО стреляло в разные стороны, никуда не попало, но в конце концов прилетело в пусковую установку противовоздушной обороны". Я думаю, что это красноречиво говорит об эффективности этих ракет.

Как это выглядит? Все 20 ракет, которые передал Пентагон, выпустили за одну ночь по аэродрому с российской авиацией?

– Я не готов сказать, сколько их было на самом деле. Все говорят, что 20 штук, но я думаю, что не все сразу. Там такие слухи ходят, что было штук пять-шесть – может быть, до десяти. На самом деле мы не знаем, сколько. Я думаю, что разумно было бы оставить что-то на еще одну цель как минимум, возможно, на две или три цели, которых более чем достаточно на оккупированных территориях Украины: российские базы, штабы, групповое размещение российских военнослужащих. Я думаю, что это очень "вкусные" цели.

Как вы расцениваете эти 20 ракет? Вы не считаете, что этого мало, что это не выглядит серьезной помощью?

– Это пробная версия. Вы правильно обозначили, что Соединенные Штаты при проведении переговоров с украинской стороной говорили: "Если будет передача, то, пожалуйста, по территории Российской Федерации в границах 1991 года – ни в коем случае", – и очень сильно на эту тему переживали. И вот передали лишь небольшое количество – это пробник, чтобы посмотреть, как покажут себя эти ракеты, как покажет себя украинское политическое руководство, будут ли соблюдены все договоренности, которые были достигнуты ранее.

Сейчас 20 штук отстреляют, инспекторы от Пентагона, которые находятся в Украине и следят за использованием этого вооружения, посмотрят, проанализируют: как было использовано, как хранилось, насколько эффективными были прилеты. И я думаю, пойдут вторые и третьи партии. Тем более что есть ракеты с радиусом действия 300 километров. Вряд ли мы их пока получим, но очень вероятно, что получим вариант на 160 километров. И есть ракеты против очень укрепленных районов – бункеров, укрепленных многоэтажных подземных сооружений – вот такие серьезные ракеты. Я думаю, что какую-то их часть мы тоже получим.

То есть Киев рассчитывает на 300-километровые ракеты, но их не дают, а сейчас дали на 165 километров?

– Да, хотели, конечно, на 300. Но мы прекрасно понимаем, что если взять расстояние в 300 километров от северной точки Украины, то это затрагивает и Минск, и Тулу. Я думаю, что Соединенные Штаты переживают. Но нам достаточно пока 165. Тем более если посмотреть на карту, то можно увидеть, что от линии соприкосновения сейчас 160 километров – это более чем достаточно до границы Луганской области и Российской Федерации. Там остается маленький кусочек в Крыму – это южный берег Крыма. И то, я думаю, это временно. Когда наши военные продвинутся дальше на юг, то эта территория тоже будет в зоне поражения ATACMS.

А Крымский мост?

– Крымский мост, судя по всему, вне зоны достижения. Но там есть другие фишки: например, Служба безопасности Украины уже давно прорабатывает с нашими блестящими инженерами и изобретателями беспилотник Sea Baby, который раньше мог везти 300 килограмм взрывчатки, потом 480, а сейчас 850. То есть тонна не за горами. По факту это простой гидроцикл, на котором катаются в курортных городах по морю летом. Смогли, сделали. Поэтому есть другие способы дотянуться до Крымского моста.

Но, с другой стороны, российские инженерные войска там ставят боновые заграждения. Институт изучения войны сообщает о продвижении ВСУ на левый берег Днепра в Херсонской области. Предварительно сообщается об освобождении поселков Пойма и Песчановка. При этом Путин говорит, что у ВСУ ничего не получается в плане контрнаступления. Как на самом деле сейчас?

– Когда на самом деле началось контрнаступление – 8 июня 2023 года – буквально 10-го числа Путин вместе с Лукашенко в один голос говорили, что "контрнаступление полностью провалилось". И, если мне не изменяет память, за больше чем 100 дней украинского контрнаступления минимум раз шесть Путин выступал и говорил, что "все провалилось, ничего не получается". Но при этом открывается еще одна локация на левом берегу Херсонской области, куда постепенно высаживаются наши военнослужащие, то есть на этой территории [создается] еще один фронт.

То есть им удалось форсировать Днепр?

– То, что от него осталось. Напомню, несколько месяцев назад российская армия подорвала дамбу Каховской ГЭС, вода сошла, там теперь невероятные заросли. Да, где-то болото, где-то небольшие речушки. Но той широководной реки, которая была, той глади уже нет. Поэтому задача немного упростилась, и теперь наши военные там закрепляются. То есть создается еще одна точка напряжения для обороны российской армии.

Это сейчас главная точка украинского контрнаступления или нет?

– Нет, пока все усилия в эти 100 дней были направлены на запорожское направление, прогрызание обороны Работино, Новопокровки. Там очень плотные минные заграждения: 1500 мин на каждый квадратный километр. Это просто колоссальная цифра. И мины самые разнообразнейшие.

Но здесь создается еще одна точка, чтобы растянуть войска Российской Федерации в таком большом импровизированном шпагате.

XS
SM
MD
LG