Ссылки

Новость часа

Восточный экспресс: топ-5 выпусков "Азии 360"


Что вы знаете о Центральной Азии? То, что эти страны когда-то входили в состав СССР, и то, что люди сейчас там живут бедно, в кишлаках, ездят на ослах, мечтают переехать в Россию и работать там, пьют только зеленый чай и едят только плов?

Автор программы "Азия 360" Адилет Бектурсунов решил развеять самые распространенные мифы о регионе. Он рассказывает о забытых традициях, заброшенных местах, неизвестных промыслах и блюдах, которые часто шокируют иностранцев, а иногда и самих местных.

Мы выбрали пять лучших выпусков программы.

Памир, Таджикистан

Памир – горная система площадью 120 тысяч км, расположенная преимущественно в Таджикистане и частично в Пакистане, Афганистане и Китае. Долгое время эта территория была ареной геополитического соперничества и до сих пор вызывает споры между рядом государств.

Этот высокогорный регион с холодными зимами и коротким летом – родина древнего народа, о котором почти ничего не известно. Из-за изолированности они сумели сохранить свои древние языки, обычаи и традиции. Кто же такие памирцы и чем они отличаются от своих соседей?

"Крыша мира", "подножье солнца", "страна озер" – так называют Памир на разных языках. Никто сегодня не может сказать, когда и при каких обстоятельствах тут появились люди.

"Некоторые ученые считают памирцев древнейшим народом. Считают их аборигенами, и есть очень много легенд по этому случаю, связанных с ковчегом Ноя", – рассказывает этнограф Алоуддин Шоинбеков.

Все памирские языки – не письменные, а значит, у них нет алфавита. Родители передают язык своим детям из уст в уста, как это было сотни лет назад. В школах памирские языки не преподаются.

В поселках живут преимущественно старики и дети. Трудоспособное население на заработках в России. Практически в каждой семье есть родственники, которые работают за рубежом.

Бухара, Узбекистан

Бухара – жемчужина Востока. В прошлом один из семи священных городов мусульман. История Бухары уходит в глубокую древность. Город-оазис, расположенный в пустыне Узбекистана, находился на территории Великого шелкового пути.

За многие века Бухару грабили, жгли и снова строили. Но город не потерял свой исторический облик с неповторимой архитектурой. Старая часть Бухары будто осталась нетронутой и внесена в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Бухара в основном развивалась торговлей. На вырученные деньги правители возводили высокие минареты и караван-сараи. Их количество сложно сейчас определить. В Бухаре продавались не только чужестранные товары, активно производились и свои. За пределами региона были знамениты изделия местных ткачей.

Во многом благодаря торговле население Бухары непрерывно изменялось и смешивалось с разными этническими группами. Первые евреи поселились здесь в VI веке. Большинство из них эмигрировали после распада СССР, однако до сих пор здесь живет достаточно большая диаспора. Многие евреи не хотят покидать эти земли, потому что некому оставить священную книгу Тору. Ввезена она была в Бухару в незапамятные времена, а по новым узбекским законам вывозить предметы старины запрещено.

Кызыл-Бейит, Кыргызстан

Добраться до отдаленного кыргызского села Кызыл-Бейит – Красная Могила – совсем не просто. Сначала надо переплыть на дырявой лодке или самодельном пароме реку Нарын. Пока паромщик гребет, пассажиры вычерпывают со дна воду. И так до самого берега. Каждый год в воде погибает минимум один житель села. На берегу уже другой транспорт – ослы и лошади. Жители их называют "такси".

Кызыл-Бейит, спрятанный за неприступными горами, не найти на карте. Отрезанный от мира, он живет, сохраняя свою самобытность. Люди, как и много лет назад, живут в глиняных мазанках, покрытых мхом и сорняками.

Как возник поселок, сейчас почти никто не помнит. При социализме здесь был совхоз. После распада Союза на его месте появились фермерские хозяйства. Людям было некуда идти, да и незачем.

В Кызыл-Бейите никогда не было ни школы, ни больницы, ни милиции, ни даже продуктового магазина. Государство редко присутствует в жизни жителей. Раз в месяц чудом добирается почтальон, а еще реже – глава района. В прошлом году зарубежные доноры установили жителям солнечные батареи. И теперь вместо керосиновых ламп – энергосберегающие. До ближайшей цивилизации рукой подать. ГЭС всего в пяти километрах. Но это расстояние кажется недосягаемым.

В поисках лучшей доли на заработки уехала уже четверть населения поселка. Некоторые дома заколочены и брошены.

"Было бы электричество, а остальное-то у нас все есть. Да, еще дорогу бы нам", – говорит житель села.

Таш-Башат, Кыргызстан

Нарын – самый холодный регион Кыргызстана. Здесь в самые теплые зимние дни температура воздуха опускается до –20. Здесь, в селе Таш-Башат жители добывают золото. Старатели кропотливо собирают мелкие самородки со дна горной реки. Авторы "Азии 360" провели несколько дней с местными золотоискателями.

Золотая лихорадка длится в этих краях более 20 лет. Но до сих пор власти не могут полноценно контролировать самодеятельную добычу. По закону старатели должны покупать патенты на индивидуальную деятельность и сдавать намытое золото в государственные кассы по установленным ценам. Но зачастую они сбывают золото подпольным скупщикам.

Старатели Мурат и Марат пошли на большой риск, согласившись на эти съемки. Они понимают, что с выходом этого материала у них могут возникнуть проблемы с властями.

"Сразу не продаем. Собираем и сдаем "Кыргызалтыну". Осенью за грамм золота давали 2800–3000 сомов – это примерно 40–45 долларов. Сейчас золото подорожало, надеемся весной продать по 50–60 долларов за грамм. Весной будет ясно. Больше 100 граммов, надеюсь, наберем. Иногда продаем какую-то часть, чтобы купить продукты. Правда, по низкой цене. Покупают в основном зубные врачи. Делают протезы золотые. У самих тоже есть золотые зубы, дома лежат", – рассказывает Мурат.

Путь к золотым приискам в Нарыне пролегает вдоль гор, а затем по канатной переправе. Старателям нужно попасть на противоположный берег реки, чтобы начать осваивать новую территорию.

Золотом в этих краях стали интересоваться китайские компании. Группа геологов во главе с Чинарбеком приехала сюда за пробами грунта и составлением карты. "С 0,2 кубометра около 1 грамма. А с 1 куба – 5 граммов. Это бешеное содержание. В 10 раз больше, чем в промышленных местах", – говорит Чинабрек.

Месторождение Солтон-Сары, которое расположено неподалеку, уже принадлежит одной из китайских компаний. Правительство Кыргызстана, в свою очередь, уже несколько лет активно ищет инвесторов, которые смогли бы начать здесь строительство ГЭС.

По словам старателей, строительство ГЭС сделает невозможным добычу золота. Но, несмотря на это, они ждут начала стройки.

"Работа бы появилась. А нам все обещают и обещают", – говорит Мурат.

Иссык-Куль, Кыргызстан

В летний сезон озеро Иссык-Куль манит тысячи туристов к своим лазурным берегам. С высоты оно похоже на бескрайнее море. Самое крупное озеро в Кыргызстане – в пятерке самых глубоководных озер мира.

Эти края в советское время называли кладезем природных ресурсов, на строительство бросали огромные силы. Военная промышленность, судоходство, здравницы, перерабатывающие заводы и фабрики. Казалось, гигантские стратегические объекты тут строили на века, но их век оказался слишком коротким.

Сейчас вокруг озера расположены опустевшие города, где живут в основном пенсионеры. Молодежь стремительно покидает эти места.

На берегу Иссык-Куля раньше был полигон оборонного завода. Тут испытывали самые разные виды торпед: от электрических до тепловых, включая легендарные торпеды "Шквал". Последние лет десять между правительствами идут переговоры о передаче России контрольного пакета акций оборонного завода в обмен на списание долга Кыргызстана.

Рыбные питомники здесь тоже в упадке, поддерживают их в основном международные организации. Но шансов восстановить популяцию очень мало. В этих краях незаконным уловом, кажется, не промышляет только ленивый.

"Браконьеры отмечаются у инспекторов. На тебе 1000 сом. Инспектор 7–8 тысяч зарплату получает, думаете, охранять будут?" – говорит владелец местного рыбзавода Доктурбек Кабатаев.

XS
SM
MD
LG