Ссылки

Новость часа

"Государство интересует освоение денег, а не результат исследований" – в России возобновили экспедиции в Арктику


В 2019 году правительство России решило возобновить полноценные научные исследования своей зоны Арктики и выделило деньги сразу на четыре экспедиции. Бюджет первой из них – 868,75 млн рублей, а продолжительность – 90 суток. Экспедиция на судне "Профессор Мультановский" началась в июне 2019 года. Анна Рудикова отправилась в плавание вместе с учеными и сняла про это фильм.

Сразу после отправления из Анадыря ученые столкнулись с запретом ФСБ на проведение работ до августа. Деятельность целой команды остановилась.

Ученые наперебой рассказывают о существующих ограничениях: "Чтобы получить разрешение на выход в рейс, мы за полгода подаем запрос и согласовываем план с двенадцатью министерствами". На борту только члены экипажа и ученые – всего 60 человек.

"Аналогов такой экспедиции давно не было – здесь запланировано огромное количество научных исследований", – говорит ведущий инженер отдела океанологии Арктического и Антарктического НИИ РФ Виктор Меркулов.

По его словам, ключевая задача рейса – сделать 290 океанографических станций. Станция – это остановка, где судно ложится в дрейф для отбора различных проб. Это происходит в запланированных координатах, через которые проложен маршрут экспедиции. От Владивостока до Мурманска – через восемь северных морей. Вся наука о земле строится на таких наблюдениях.

"Каждый день мы смотрим прогноз погоды или читаем его где-то на сайтах, и чем больше будет таких исследований, в том числе в Арктике – она кухня погоды, – тем больше мы сможем. Даже предсказать климат. Этим занимаются высокие умы, но мы для этого должны поставлять им данные!" – рассказывает Виктор.

Все время пути за борт выбрасываются метеобуи для дистанционной передачи данных о погоде синоптикам.

Главная задача океанологов в Арктике – опускать розетту. Это конструкция с зондами и батометрами. В них на разных глубинах набирают воду. Ее тут же разливают по бутылочкам, их разбирают для анализа гидрохимики.

Металлическое ведро служит для отбора проб поверхностного слоя моря. Воду прогоняют через фильтр.

"Там может быть все – от пыли до вулканического пепла. Это ценная грязь, здесь все ценное", – уверены ученые.

Во время перехода между станциями океанологи строят графики. Обрабатывают данные с зондов по температуре и солености воды, чтобы увидеть картину взаимодействия течений Мирового океана в высоких широтах.

Иван Гангнус, гидробиолог, преподаватель географического факультета МГУ, должен изучить биогенный состав Арктических морей. Для этого в ковш набирают пробу дна. Она интересует здесь многих.

Станислав Денисенко, профессор Зоологического института Российской академии наук, будет искать в ней образцы зообентоса – микрозверей. Мидии и морские тараканы живут долго и хранят все накопленные вещества. По ним можно оценивать состояние окружающей среды. В Арктике известны 4300 микрозверей, и каждый раз ученые открывают новых представителей. Характерно, что из-за потепления видовой состав зообентоса меняется.

Александра Ершова – доцент кафедры экологии и биоресурсов Российского государственного гидрометеорологического университета. Ее задача – исследовать содержание микропластика в Арктике по всему Северному морскому пути.

Кадр из фильма "Август в Арктике"
Кадр из фильма "Август в Арктике"

Ученые рассказывают, что в Мировом океане плавают миллионы микрочастиц пластика. Арктика – аккумулятор океанических и воздушных течений. Весь мировой мусор несется сюда и оседает. В результате пластик присутствует во всех арктических морях. В поисках микропластика Александра прогнала через фильтры тонны арктической воды.

Члены экспедиции считают, что главный итог проекта – написание отчета. Они признаются, что "данные государству не нужны", "его интересует освоение денег, а не результат исследований". В то же время все отчеты ученые выкладывают в открытый доступ, чтобы ими могли пользоваться представители мировой науки.

Тем, кто выбрал науку о Земле под российским флагом, приходится нелегко. Конечно, в августе никто не обмораживал пальцев, не приходилось дрейфовать на льдине или отбивать атаку медведей. Но месяцами находиться в изоляции, без мобильной связи и интернета, когда письма близким можно отправлять только с корабельного электронного адреса – возможно, уже подвиг.

Ученые так не считают: "Здесь налажен быт, работа налажена. Мы являемся продолжателями дела тех героев. Мы продолжаем науку", – убежден Виктор Меркулов.

XS
SM
MD
LG