"Так и бегаем с кошкой в бомбоубежище". Читатели Настоящего Времени – о жизни с домашними животными во время войны и в эмиграции

Полномасштабное вторжение России в Украину, политическая эмиграция из России и Беларуси, жизнь под обстрелами в Израиле: во время катаклизмов и кризисов в опасности оказываются жизнь и здоровье не только людей, но и домашних животных. Кому-то из хозяев приходится оставлять питомцев родственникам или знакомым, кто-то увозит их с собой за границу, кто-то учится заботится о кошках и собаках в условиях воздушных тревог.

Мы попросили читателей Настоящего Времени рассказать о своих питомцах, которых они забрали из приютов или спасли на улице. Вот их истории.

Спасение котенка в первый день полномасштабного вторжения

Анастасия живет в Украине, в городе Каменское. В первый день полномасштабного вторжения она спасла котенка, которого заметила у входа в магазин. До этого заводить животных она не хотела, потому что недавно сделала ремонт в квартире, но тут не смогла пройти мимо.

"Это девочка. Она была очень худая. У нее даже тазобедренные суставы и ребра было видно", – вспоминает Анастасия.

Впервые она отвела котенка к ветеринару в мае 2022 года, до этого все медицинские центры в ее городе были закрыты. Кошку стерилизовали, а еще через месяц сделали все прививки.

Анастасия понимала, что если российские военные продвинутся в сторону ее города, ей с сыном и кошкой придется уезжать. Поэтому с самого начала готовила питомца к переездам: купила переноску, успокаивающие капли и приучала к прогулкам.

"Как котенок она была очень активной. Я купила ей поводок, вывозила гулять в лес, иногда даже просто на улицу выходили. Ей нравилось. Я была спокойна, что если придется уезжать, она нормально перенесет дорогу", – говорит Анастасия.

По ее словам, кошка очень хорошо прижилась дома. "Она четко понимает иерархию. Я для нее хозяйка, а сына она воспринимает как старшего брата, наверное", – добавляет Анастасия.

Собеседница говорит, что из-за войны в приютах в последние два года стало гораздо больше животных. Их привозят в основном с прифронтовых территорий. В местных пабликах рассказывают о нуждающихся кошках и собаках. Тогда люди открывают адресные сборы на помощь конкретному питомцу. Анастасия тоже старается помогать, если видит такие объявления.

Семь котов и смерть хозяйки в Европе

Ее знакомый Илья тоже живет в Каменском. Как и Анастасия, он не занимается волонтерской работой постоянно, но не проходит мимо животных в беде. Незадолго до начала полномасштабного вторжения взял на попечение семерых котов матери своей знакомой. Всего у нее их было десять. Женщина заболела и уехала лечиться в Киев. Троих котов забрала с собой, остальные остались в Каменском.

"Мне стало их очень жалко, – делится Илья. – Услышав от знакомой такую фразу: мол, у нас нет выбора, кроме как выставить котов на улицу или отдать в приют, – я сказал, что буду за ними ухаживать".

Знакомая отдала Илье ключи от квартиры своей мамы, и он стал приходить к ним ежедневно: менять воду, кормить и играть. Тем временем из-за полномасштабной войны владелица котов вместе с семьей перебралась в Европу. Там хозяйка умерла, и коты оказались никому не нужны.

"Коты фактически перешли мне. Вот уже два года я за ними ухаживаю. Прихожу к ним каждый день и провожу с ними около часа в сутки, играю, кормлю, убираю за ними", – рассказывает Илья.

За то время, что он ухаживает за котами, двое умерли. Еще двоих он смог пристроить в новые семьи. Для оставшихся сейчас активно ищет новых хозяев.

Пес из Харькова и кот из Полтавы

Вове пришлось уезжать от войны еще в 2014 году: тогда он перебрался из Луганска в Харьков и на новом месте по объявлению забрал у зоозащитников собаку – метиса таксы и овчарки.

После начала полномасштабной войны в 2022-м он уже вместе с собакой уехал на время в Полтаву. В квартире, которую Вова там снимал, жил кот хозяйки. Она уехала в Европу и не планировала возвращаться.

В итоге после долгих разговоров Вова уговорил отдать ему кота: он уже привык за ним ухаживать, к тому же кот подружился с его собакой. Сейчас они все вместе вернулись в Харьков.

Спасение собаки из подвала и эмиграция

Виктория родом из Казани. Из-за полномасштабного вторжения России в Украину они с мужем и котом переехали сначала на Кипр, а потом в Венгрию. Из-за того, что у их собаки не были готовы все документы, они смогли перевезти ее только спустя месяц после того, как сами уехали из России.

Собаку Виктория забрала у зоозащитников в 2019 году: те нашли ее в подвале, где собаку заперли вместе со щенками.

Щенков оставили в ветклинике, так как они были в очень плохом состоянии, а мать определили на платную передержку. Спустя время Виктория с мужем решили стерилизовать ее, а после операции оставили на пару недель у себя дома. Планировали пристраивать в новую семью уже оттуда.

"Но месяцы шли, а мы так и не выставили ни одного объявления. Не смогли. Поняли, что собака теперь член семьи. Плюс она поладила с нашими котом и кошкой", – вспоминает Виктория.

Теперь они все вместе живут в Венгрии. Кошку, правда, пришлось оставить маме Виктории, чтобы ей было не так одиноко оставаться в России.

В бомбоубежище с кошкой

Еще одна читательница Настоящего Времени, которую тоже зовут Виктория, родом из Украины, но сейчас живет в Израиле: они с мужем еще до пандемии коронавируса переехали в город Эйлат.

В 2019 году забрали с улицы кошку, которая прибилась к ним во время вечеринки в честь дня рождения подруги, а потом уснула на руках у мужа Виктории, когда они ее покормили. Изначально брать животное домой пара не хотела, так как они тогда жили на две страны, но кошка покорила их сердца. Назвали ее Соней.

Муж Виктории говорит: Соня – лучшее, что с ними когда-либо случалось.

"Когда началась война в Израиле и Украина эвакуировала своих граждан, мы отказались, потому что на борт не брали животных. Так вот и бегаем с кошкой в бомбоубежище", – рассказывает собеседница.

У Сони уже есть все прививки и паспорт. Сейчас Виктория с мужем ждут оформления последних документов, чтобы переехать с кошкой в Германию.