"Россия относится к людям как к валюте. И журналист дороже". Украинского корреспондента Дмитрия Хилюка удерживают в плену больше трех лет

Ваш браузер не поддерживает HTML5

"Просто журналист, которого незаконно выкрали". История политзаключенного украинца Дмитрия Хилюка

3 марта 2022 года российские военные врывались в каждый захваченный дом в украинском селе Козаровичи Киевской области со стрельбой и криками “Ложись”. "Доходим сюда, где огород, за оградой, и тут они налетают отсюда и оттуда. Пять мужчин, опять те же самые. И они с автоматами кричат: “Ложись”, – стреляют. Ну что, мы остановились, руки вверх", – вспоминает Василий, отец Дмитрия Хилюка.

Лишь спустя два года после того, как Хилюк был задержан, власти России – письмом из Минобороны – официально подтвердили родителям, что их сын “находится в заключении на территории Российской Федерации". Других пояснений не было.

“Он просто журналист, которого абсолютно беззаконно выкрали и уже больше чем три года его держат в заточении. К нему нет доступа не то, что там правозащитников, нет доступа к нему международных организаций, адвокатов", – перечисляет директор Института массовой информации Оксана Романюк.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Россия вернула тело журналистки Рощиной Киеву без глазных яблок, мозга и части гортани. Так могли скрыть следы пыток – расследование


В каких условиях Дмитрия содержат в неволе, в каких СИЗО и колониях России стало известно лишь со слов тех, кто вернулся домой в Украину из российского плена. Военнопленного Влада обменяли в июне этого года: в России он находился в одной тюремной камере с похищенным журналистом почти 11 месяцев.

“Бок о бок в одной камере. Дмитрий Хилюк передает своим родителям и брату наилучшие пожелания. Говорит, что живой и надеется на то, что его освободят”, – рассказал после возвращения на родину Влад.

Но российские власти постоянно вычеркивают имя Хилюка из украинских списков на обмен. Продолжают держать, как говорят правозащитники, в качестве заложника: до неких особых распоряжений из Кремля.

“Я бы не объясняла это с точки зрения нашей логики, потому что наша наша логика в рамках правозащитной деятельности. Опирается на какое-то международное право. Зачем это делается? Удержать контроль, породить страх, черпать какой-то ресурс для обмена. Показать силу, что законы не важны", – считает Романюк.

Украинский журналист Стас Козлюк говорит то же: "Россия относится к людям как к товару, как к валюте. И журналист всегда дороже".

Дмитрий Хилюк родился в 1975 году. Филолог по образованию. Учитель украинского и русского языков, выпускник аспирантуры киевского национального университета имени Тараса Шевченко.

В 2005-м, в возрасте 30-ти лет, он, по словам родных и близких, решил изменить свою жизнь: выбрал профессию журналиста.

"Очень немного настолько преданных коллег в профессии. За этого его все любили и ценили на самом деле. За эту преданность работе", – рассказывает Козлюк.

Хилюк отдал профессии 20 лет, написал тысячи статей и публикаций как новостных, так и связанных с защитой прав человека, репортажи о резонансных судебных процессах и подробные статьи о происходящем на фронте.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: "Из плена можно выйти, но нельзя вернуться". В Виннице попрощались с военным, он умер спустя два года после российского плена

Одна из последних публикаций Дмитрия перед тем, как его похитили российские военнослужащие, а его село попало в зону оккупации (2022 год, 26 февраля, 7:49): "Через Вышгородский район Киевщины движется около 100 единиц бронетехники россиян. На бортах техники – белая буква V, на рукавах захватчиков – белый скотч".

Родители Дмитрия рассказывают, как их оккупировала Россия. Сперва был обстрел реактивными установками залпового огня “Град”. Одна из ракет попала в их дом: "Взрывной волной все разнесло тут: и машину побило, и крышу, и все двери. Двери даже в сараях повылетали. Внутри окна и все повылетало”. Во дворе дома остались куски от ракеты.

Когда обстрелы стихли, в село вошли российские военные. "Вокруг дома сперва начали с автоматами ходить, – вспоминает Галина Хилюк. – Потом они ворвались в дом – нас повыгоняли. Не только нас, соседи так же во дворе стояли, как и мы. Их появилось уже очень много,начали хозяйничать. В первую очередь позабирали телефоны. Все, что было ценное, позабирали. А на ночь устроились уже на балконах. Я так поняла, что вроде как снайперы. Целую ночь были у нас на балконах".

Козаровичи от российских войск ВСУ освободили к началу апреля 2022 года. Местные видели, как отступающие военные увозили Дмитрия с собой. У журналиста были связаны руки, голова обмотана клейкой, светонепроницаемой лентой.

"Для нас Дмитрий, для коллег, – олицетворение всех гражданских людей украинского народа. Их Россия ежедневно и еженощно терроризирует. Пытается убить, сломить, пытает, унижает, но они не сдаются и не ломаются", – говорит шеф-редактор агентства УНИАН Михаил Ганницкий.

Собирая по крупицам информацию о судьбе журналиста, выяснилось, что после похищения, российские власти сперва держали Дмитрия в одиночной камере в одном из СИЗО неподалеку от Брянска.

Затем этапировали в ИК №7 в поселке Пакино Владимирской области под Ковровом. В мае 2024 года, говоря об ИК №7 о пытках, унижениях и жестоком обращении надзирателей с гражданами Украины, те, кто там видел Дмитрия, сообщали: "Он весит не более 45 килограммов”. И это не единственная подробность из неволи, связанная с похищенным журналистом.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: "Зернохранилища превратили в концлагеря". Пленных украинцев тайно удерживают как минимум в пяти нелегальных тюрьмах в России



Освобожденный в мае 2024 года украинский военнопленный Игорь вспоминает: "Нас заставляли ходить полностью голыми по тюремному двору посреди зимы. При минус десяти градусах. Во время проверок охранники тюрьмы и сотрудники ФСБ нередко спускали на заключенных собак. Граждан Украины там постоянно заставляют петь российский гимн и часто лишают еды".

На территории России сейчас около 30 украинских журналистов, захваченных во время оккупации российскими военнослужащими, продолжают находиться в плену. Во многих случаях, ни правозащитникам, ни родным и близким похищенных людей их судьба остается неизвестной.

29 апреля стало известно, что тело 27-летней украинской журналистки Виктории Рощиной вернули родственникам без внутренних органов. Ее останки привезли в Украину в феврале 2025 года, они были в пакете под видом останков неизвестного мужчины. Рощина попала в плен к российским военным в августе 2023 года, когда расследовала причастность ФСБ к похищениям украинцев в оккупированной части Запорожской области. С ней сотрудничали многие украинские медиа, она включалась и в эфир нашего телеканала. В прямой эфир программы "Утро" 27 июня 2022 года Виктория выходила из Лисичанска – примерно за месяц до захвата города российской армией. О ее гибели стало известно в октябре 2024 года.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Гибель 27-летней журналистки Виктории Рощиной в российском плену. Что известно о ее похищении, заключении и пытках, которые она пережила