Бои за Покровск Донецкой области идут уже больше года. По различным оценкам украинских военных аналитиков, город на этой неделе был захвачен российской армией на 60–80 процентов. Накануне украинские военные вернули украинский флаг на здание городского совета Покровска. Однако ситуация там и в соседнем Мирнограде критическая. Об этом пишет и немецкий таблоид Bild со ссылкой на украинских военных. По данным собеседников издания из ВСУ, российские войска в Покровске близки к полному окружению украинских подразделений. Неназванный украинский военный, обороняющий Мирноград, сообщил журналистам Bild, что путей для отступления у них уже нет. "Даже если бы мы получили приказ на отход, мы, вероятно, не выжили бы. Скорее всего, никто из нас не доберется до Родинского живым. Лучше остаться на позиции и дождаться, когда нас либо освободят, либо возьмут в плен", – сказал он.
Президент Украины Владимир Зеленский так накануне прокомментировал ситуацию: "Покровск – мы продолжаем уничтожение оккупанта, я хочу особо отметить спецназовцев ЦСО "А" СБУ, которые системно и очень результативно уничтожают российских оккупантов и их технику в районах Покровска, в самом городе".
О ситуации в Покровске и Мирнограде мы поговорили с военным аналитиком Bild Юлианом Репке.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Военный аналитик Bild – о ситуации в Покровске и Мирнограде Донецкой области
– Bild пишет, что ВСУ в Мирнограде находится в тактическом окружении. Так ли это на самом деле?
– Это фактическое окружение. То есть, нет "котла", нет российских войск между, например, Рудным, или между Гришиным и Мирноградом. Но из-за ситуации с дронами тот небольшой коридор, шириной примерно три километра и длиной от шести до десяти, в зависимости от участка, делает обстановку крайне сложной для украинских военных в Мирнограде сейчас.
Сегодня я был на связи с военными в Мирнограде, они сказали, что ротация по-прежнему возможна. Все еще возможна. То есть, некоторые военные заходят, некоторые выходят. Пока это реально, но очень опасно. Это происходит ночью, они стараются прятаться от российских дронов. По моей информации, за последние 24 часа несколько человек смогли выйти из Мирнограда "на отдых", и еще несколько зайти. Те, с кем я говорил, были очень рады, что все прошли туда и обратно живыми. Они сказали, что это получилось только потому, что людей было совсем немного и они шли скрытно. В Мирнограде и вокруг него значительно более тысячи военнослужащих. И если весь гарнизон двинется, то русские, конечно, это засекут и поднимут все свои дроны, чтобы бить по этим солдатам.
– А сколько сейчас в Мирнограде и Покровске украинских военных, и сколько российских?
– Украинских военных более тысячи. Но это все, что я могу сказать. Мои источники – патриоты, они не предатели, они не назовут мне точных цифр. Я могу только сказать, что в Мирнограде больше тысячи гражданских и больше тысячи солдат держат этот район. И ситуация у них очень опасная. Сами военные говорят, что пока катастрофы нет. Но они видят динамику. Видели динамику в Покровске: русские продвигались по пять километров в неделю. И они знают, что там остается очень узкий коридор. Военные в Мирнограде говорят, что там держат оборону лучшие из четырех бригад. Если этот коридор перережут, а по последним данным, это может случиться в любой момент, тогда будет катастрофа. Пока – нет.
Про русских у меня только публичная информация. Интересно, что тут тоже большой разброс. Украинский Генштаб говорит, что там около 100 тысяч русских. 7-й корпус говорит, что 11 тысяч. Это огромная разница. Мы не знаем. Но, к сожалению, число украинских солдат там гораздо меньше, чем говорит Путин. Это не 10 тысяч, не 30 тысяч. Я бы сказал, что цифра ближе к двум тысячам, на этом опасном участке. Но их там, вероятно, в пять раз меньше, чем россиян.
– Президент Зеленский сказал, что российские войска не имеют успеха в Покровске. Это так?
– Зависит от того, что считать успехом. Мне кажется, Зеленский говорил, что им пришлось отложить дедлайн взятия города. Если это считать успехом для украинцев, то да. Это сработало. По моим данным, по геолокации, российские военные сейчас на самом севере Покровска. Мы знаем, что ГУР в контроперации использовал около двадцати солдат. Там речь шла о нескольких индустриальных зданиях. Там атаковал спецназ, который высаживался из вертолетов Black Hawks. Но на этом все. Там речь не шла об освобождении Покровска. Речь шла о том, чтобы закрепиться хотя бы на одном плацдарме в городе, чтобы оттуда русские не могли пройти еще километра три к следующему населенному пункту.
Мои источники из Мирнограда говорят, что Покровск захвачен примерно на 85%. Вы можете найти видео, где российские военные продвигаются по кварталам на северо-востоке, и солдаты ВСУ сдаются им в плен. Потому что их застали врасплох. Это операторы дронов, то есть, люди, которые вообще-то должны находиться в тылу, не вступая в прямой контакт с российскими силами. Но поскольку перед ними никого уже нет, и южнее их тоже никого, они внезапно оказываются лицом к лицу с российскими солдатами. Но что интересно, по моему анализу, центр Покровска все еще под контролем Украины. Это значит, что российские военные находятся далеко – на один-три километра севернее центра, внутри черты Покровска, а значит и те, кто держат центр, под большой угрозой.
– Что сейчас предпринимает украинское командование, чтобы как-то спасти ситуацию?
– Думаю, отбить Покровск уже невозможно. Нет способа деоккупировать город для Украины. Военные, с которыми я общался утром, буквально просили меня донести до украинского общества, что они ждут приказа выйти из Мирнограда, чтобы сохранить лучших солдат. А там именно лучшие. Они долго держали город, но теперь они боятся окружения. И это то, что, мне кажется, нужно спасать. Более тысячи военных. Самое ценное, что есть у Украины. Не руины городов, а жизни солдат. Всегда забавно и цинично выглядит, когда группы россиян из двух-трех солдат проникают вглубь. Говорят, это всего лишь ДРГ. Да, это ДРГ, но у ВСУ в этом месте будет такая же группа из двух-трех человек. И если у вас 20–30 таких групп, вас уже больше, чем защитников в этом секторе.
Сейчас у Покровска больше символическое значение. И оно велико. Это видно по тому, что украинские власти не отдают приказ на выход ни из Покровска, ни из Мирнограда – цепляются за них по нескольким причинам. Мой коллега Пауль Ронсхаймер вчера писал в статье: по его источникам в Киеве (он был там последние дни), президент Зеленский не хочет выглядеть слабым. Он считает, что, если президент Трамп увидит, что они теряют третий по величине город, еще остававшийся под контролем Украины в Донецкой области, то скажет: "Окей, это потеряно. Тогда почему бы просто не отойти, сделать, как хотят русские, и получить хотя бы временное перемирие на юге". Альтернативная версия, почему Зеленский не отдает приказ отступить, это то, что он оторван от реалий на земле. И это было бы еще хуже.